17:58
27 апреля 2024

ПОСТОЯННЫЕ ТРАТЫ НА ПУТИ АЛЛАХА

      Кто размышляет о Книге Всемогущего Аллаха и сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тот встретит много текстов, которые побуждают мусульманина совершать траты на пути Аллаха, постоянно повторяя о награде за это в мирской жизни и в жизни последней.
     Когда ты встретишь постоянные повторяющиеся указания за совершение чего-либо, это может способствовать тому, что ты быстрее выполнишь это. Ведь Всемогущий Аллах, Который создал нас, Всезнающий, и Он знает, что принесет нам пользу и сделает нас счастливыми в мирской жизни и в жизни вечной: «Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он Проницательный [или Добрый], Све¬дущий?» (сура «Власть», аят 14).
     Когда мы читаем аят: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах Объемлющий, Знающий» (сура «Корова», аят 261), а также: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель» (сура «Корова», аят 195), и в других аятах, в которых рассказывается о важности трат на пути Аллаха, мы должны задать себе вопрос: «Разве Аллах не является Самодостаточным? Разве деньги не принадлежат Ему? И земля, и все, что есть на ней, не принадлежит Ему? Тогда почему Он постоянно призывает нас тратить деньги, которые на самом деле являются даром от Него, Всевышнего?».
      Для ответа на эти вопросы каждый из нас должен посмотреть на себя, задуматься о своих склонностях и стремлениях. Кто сделает это, тот обнаружит, что больше всего его душа склоняется к богатству и его тщательному накоплению. Всевышний Аллах говорит: «И страстно любите богатство» (сура «Заря», аят 20).
Эта склонность и это желание никогда не исчезнет, как и другие наслаждения мирской жизни. Напротив, чем больше становится богатство, тем сильнее проявляется любовь к нему. Оно как огонь: чем больше подкидываешь дров, тем больше он разгорается.
      Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у сына Адама будут две долины богатств, он все равно будет стремиться обрести третью долину! И только песок сможет, наконец-то, заполнить утробу сына Адама… Аллах принимает покаяние того, кто покаялся».
     Аллах создал душу с таким качеством — алчностью и стремлением к накоплению богатства — и попросил нас очиститься от него, и самым важным способом очищения сделал для нас постоянные траты на пути Аллаха.
Всевышний Аллах говорит: «Который раздает свое богатство, очищаясь» (сура «Ночь», аят 18), а также: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (сура «Покаяние», аят 103).
     Помощь бедным и нищим и трата на пути Аллаха — это очень важное дело, которое приносит великую пользу. А самая лучшая помощь в этом — помощь себе, освобождение от алчности, которой наделил нас Аллах.
Алчность — это дверь каждого зла. Она может взрастить в человеке любовь к мирской жизни и укрепиться в нем.
Передается, что АбдурРахман ибн ауф или Сад ибн АбиВаккас, совершая обход вокруг Каабы, постоянно повторял только одну мольбу: «Господи, защити меня от алчности моей души! Господи, защити меня от алчности моей души!» Кто то сказал ему: «Ты не взываешь никакой другой мольбой?» На что он ответил: «Если я буду защищен от алчности моей души, вот тогда я точно преуспею».
     Началом стремления души к небесам и избавления ее от всего того, что притягивает к земле, является ее очищение от алчности с помощью постоянных трат на пути Аллаха, чтобы это вошло в привычку, и душа стала аскетична в отношении денег, и любовь к ним вышла из сердца. Человек не будет отчаиваться, когда его состояние уменьшается, и не будет радоваться, когда оно увеличивается, как говорит Всевышний Аллах: «Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал» (сура «Железо», аят 23).
Это небесное руководство для очищения души: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (сура «Покаяние», аят 103).
     Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто упоминал об этом в своих обращениях к умме, ведь Всевышний Аллах сделал очищение душ и сердец одной из целей его миссии.
Всевышний Аллах говорит: «Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам. Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости» (сура «Корова», аят 151).
      Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не отказывал никому, если его просили о чем-либо, особенно если это было во имя религии. Известно, что однажды он даже подарил одному человеку целое стадо овец. А когда этот человек вернулся к своим соплеменникам, он сказал: «О, народ мой! Станьте мусульманами. Так как Мухаммад, не боясь ни бедноты, ни нищеты, щедро одаривает каждого». Анас сказал: «Человек ради мирских благ принимал Ислам, но не проходило много времени, как Ислам становился для него любимее всего на земле».
     Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды они зарезали барана. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел и спросил: «Что-нибудь осталось от барана?». Она сказала: «Нет, ничего не осталось, кроме лопатки». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он [этот баран] весь остался, кроме лопатки».
       Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что им осталась награда за барана, поделенного между нуждающимися, кроме лопатки, которую они съедят сами.


БЛАГА МИЛОСТЫНИ

    Милостыня делает огромный вклад в очищение души, а также она приносит другие выгоды в этой жизни и в жизни вечной.

    Это наилучший способ для вложения капитала.
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто дал милостыню, хотя бы финик из дозволенного заработка, то, воистину, Аллах возьмет ее в правую десницу и будет выращивать ее для ее хозяина, подобно тому, как один из вас выращивает жеребенка, пока он не станет подобным горе».

Это защита от огня.
Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствуй сказал: «Защити себя от Огня хотя бы половинкой финика, ведь голодный сможет насытиться ею, а сытый от нее ничего не получит».
      Также приводится хадис от Абу Зарра аль-Гифари, в котором он сказал: «Я спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,:»Что спасет раба от огня?». Он сказал: «Вера в Аллаха». Я спорил: «О, Пророк Аллаха, вместе с верой деяния?» Он ответил: «Выделять [милостыню] из того, что Аллах дал тебе в пользование. Выделять [милостыню] из того, чем наделил тебя Аллах». [Тогда] я сказал: «О, пророк Аллаха, а если он будет бедным и не найдет, что выделить [в качестве милостыни]?» Он ответил: «[Тогда пусть] приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого». Я спросил: «А если он не сможет приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого?» Он сказал: «Тогда пусть помогает глупцу». Я сказал: «О, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а что ты думаешь о том, если он не сможет сделать это должным образом?» Он ответил: «Тогда пусть помогает угнетенному». Я спросил: «О, Посланник Аллаха, а что ты думаешь о том, если он будет слаб и не сможет помогать угнетенному?» Он сказал: «Ты не хочешь оставить твоему товарищу ничего из блага? Тогда пусть удерживается от причинения людям обид». Я сказал: «О, Посланник Аллаха, считаешь ли ты, что если он сделает это, то войдет в Рай?», [на что он ответил]: «Нет такого верующего, который обретет любое из этих качеств так, чтобы оно не взяло его за руку [и не повело] до тех пор, пока не введет его в Рай».

Она является тенью для раба в Судный день.
Передается от Укбы ибн Амера, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый человек будет находиться в тени своей милостыни до тех пор, пока не будет произведен суд над людьми».

Милостыня отталкивает мучения и может вернуть права дающему.
Передается от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О женщины, давайте милостыню и чаще просите прощения у Аллаха, потому что я видел, что вы составляете большинство обитателей Ада, ведь вы проклинаете много и вы не благодарны своим супругам...».
Ибн Хиджр в «Аль-фатих» писал: «В хадисе также говорится о том, что милостыня отталкивает мучения и стирает грехи, которые совершают рабы по отношению друг к другу».

Милостыня - это лекарство для больных.
Передается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Исцеляйте своих больных милостыней».

 Она отталкивает беды.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и Приветствует, сказал: «Поистине, Аллах низвел Яхье ибн Закарии пять заповедей, чтобы он исполнил их, и повелел сынам Исраиля исполнить их...». (Он рассказывал этот хадис далее и дошел до следующих слов): «Также повелеваю вам [давать] милостыню, и поистине, пример ее подобен примеру человека, которого схватили враги, и, привязав его руку к шее ,приготовились отрубить голову, он же сказал: «Я выкупаю свою душу всем, что у меня есть». Таким образом, он выкупил свою душу».
Ибн аль-Каййим в комментарии к этому хадису писал: «На эти слова есть доказательство, и доказательством этого является то, что это действительно происходит. Милостыня оказывает чудесное влияние при отталкивании всех видов бед, даже если ее дает грешник или беззаконник, и даже если он неверующий. С помощью милостыни Аллах отталкивает разные виды бедствий. Это едино для всех людей, и жители Земли знают это, потому что они испытали это на себе».


       Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел в пример человека, который выкупил свою душу своим имуществом, он подразумевал, что милостыня избавляет дающего от мучений, ведь его грехи и ошибки приводят к гибели. Милостыня приходит, выкупает его от мучений и освобождает его.
В некоторых трудах приводится другая версия: «Спешите давать милостыню, ведь беда не перешагнет ее».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Солнце и Луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, и поэтому, если вы увидите [подобное], то поминайте Аллаха и раздавайте милостыню!...».

Она облегчает дела.
Нет ни одного человека, который находился бы в затрудни-тельном положении и дал милостыню, и Всемогущий Алллах не облегчил бы его дела. Это положение находит свое подтверждение в Коране, как говорит Всевышний Аллах: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему» (сура «Ночь», аяты 5-7).

Она увеличивает удел.
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «[Как-то раз один] человек шёл по пустыне и [неожиданно] услышал голос [раздавшийся из] облака: «Полей сад такого-то!» — после чего облака двинулись в [другую] сторону и пролились дождём на чёрную каменистую почву, а вся вода слилась в один поток. Путник пошел [по направлению её течения, и через некоторое время увидел] человека, стоявшего в своём саду и направлявшего своим заступом воду [в нужную ему сторону], и спросил [его]: «О раб Аллаха, как тебя зовут?». Он ответил: «Так-то», — [и оказалось, что именно] это имя [назвал голос из] облака. [Этот человек] спросил путника: «О раб Аллаха, почему ты спрашиваешь, как меня зовут?». [Путник] ответил: «Поистине, я слышал голос в облаках, из которых пролился этот дождь [велевший им]: «Полей сад такого-то!» — [после чего он назвал] твоё имя, и поэтому я хочу узнать, что ты делаешь [чтобы заслужить подобное]?». Он ответил: «Что касается этого, то раз ты спрашиваешь [я отвечу тебе]: поистине, [собрав урожай], я [определяю, сколько] дал [этот сад], и отдаю треть [собранного] неимущим, треть оставляю для себя и своей семьи, а треть возвращаю обратно».

Она избавляет дающего от дурного конца и избавляет от гнева Аллаха.
Передается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение одобряемого [шариатом] оберегает от дурного, тайная милостыня гасит гнев Господа, а поддержание родственных связей способствует увеличению срока жизни».
Она стирает следы грехов.

Передается от Му’аза ибн Джабаля, что он сказал: «Я был с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в поездке. Он рассказывал мне хадис, в котором было сказано: «Хочешь, я укажу тебе двери добра [путь к добру]?». Я ответил: «Конечно, о Посланник Аллаха», на что он сказал: «Пост — щит [предохраняющий от грехов и огня], милостыня гасит грех [очищает от греха], как вода гасит огонь».
Разве после всего этого мы не будем давать милостыню?
Передается от Умара, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Мне рассказывали, что когда дела хвалятся меж собой, милостыня утверждает: «Я лучшая из вас!».

Сколько жертвовали сподвижники.
Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, высоко ценили траты на пути Аллаха, что ясно отражается в их делах и поступках: они старались как можно больше жертвовать на пути Аллаха.
Передается от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам делать пожертвования. На тот момент у меня было имущество, и я сказал себе: «Сегодня я опережу Абу Бакра, если это и случится, то сегодня!» — и принес половину своего имущества. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Что ты оставил своей семье?». Я ответил: «Столько же». Абу Бакр принес все свое имущество, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Что ты оставил своей семье?». Он ответил: «Я оставил им Аллаха и Его посланника». Я тогда сказал: «Я никогда не опережу те-бя!».
Передается от аль-А’маша об Умаре ибн аль-Хаттабе, да будет доволен им Аллах, следующее: «Однажды я был у него, когда ему принесли двадцать две тысячи дирхам. Он не покинул свое место, пока не раздал все деньги. Если ему нравилось что-то из его имущества, он жертвовал его. Часто он отдавал сахар, и его спрашивали: «К чему это?», — на что он отвечал. «Потому что я люблю сахар», — и читал следующие слова Всевышнего Аллаха: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы люби¬те» (сура «Семейство Имрана», аят 92)».1
Однажды Усман, да будет доволен им Аллах, приобрел колодец Рума за сорок тысяч дирхам и потратил на армию Ислама десять тысяч дирхам.
У аз-Зубейра ибн аль-Аувама была тысяча арендаторов, которые платили ему ренту, и ничто из этого не заходило к нему домой.
       Тальха ибн Убейдуллах продал землю за семьсот тысяч, однако, эти деньги оставались у него в течение только одной ночи, тогда он спал очень неспокойно из-за боязни искушения богатством. Когда наступило утро, он раздал их.
Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал. «Из всех ансаров Абу Тальха владел в Медине наибольшим количеством финиковых пальм, а больше всего из того, что ему принадлежало, он любил находившуюся напротив мечети (рощу) Байруха, куда часто приходил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и где он пил хорошую воду. А после того, как был ниспослан аят (в ко тором говорится): «Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите» (сура «Семейство Имрана», аят 92), — Абу Тальха подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О, Посланник Аллаха, поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: «Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите», — а больше всего из принадлежащего мне я люблю свой сад, так пусть же он станет милостыней ради Аллаха, и я надеюсь, что благодаря ему обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй его, о, Посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Это имущество принесет доход, обязательно принесёт!».
       Наф’и сказал: «Когда ибн ‘Умар восхищался чем-либо из своего имущества, он отдавал его ради Аллаха. Когда некоторые из его рабов прознали про это, они начинали старательно посещать мечеть. Когда ибн ‘Умар замечал такое благочестие, он освобождал их. Его друзья сказали ему: «О, Абу Абдуррахман, клянемся Аллахом, они лишь обманывают тебя», — на что ибн ‘ Умар ответил: «Мы поддаемся тем, кто обманывает нас ради Аллаха».
Са'ад ибн ’Убада, да будет доволен им Аллах, каждый вечер приводил домой восемьдесят человек из Ахл ас-Суффа и кормил их.
(Ахл ас-суффа — это бедные сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые не имели в Медине пристанища и жили под навесом мединской мечети.)

Связь между пожертвованиями и дорогой к Аллаху.

Траты на пути Аллаха тесно связаны с дорогой к Аллаху и являются важным способом, несмотря на то, что многие не знают об этом. Не ошибется тот, кто скажет, что это является одним из основных способов для оживления сердец и пробуждения в них веры. Алчность, с которой создана душа, и любовь к имуществу, которая естественна для нее, являются огромными препятствиями для раба на пути к Аллаху, и он не сможет пройти, не преодолев их.
Всевышний Аллах говорит: «Разве Мы не повели его к двум вершинам?» (сура «Город», аят 10). В этом аяте содержится ясное указание на то, что перед человеком есть два пути: путь добра и путь зла, и он имеет право выбрать, какому из них он будет следовать.
     Путь добра приводит к довольству Аллаха и Его Раю, а путь зла приводит к гневу Аллаха и Его Аду. Так что же мешает человеку идти по пути добра? Ведь Всевышний Аллах гово-рит: «Разве Мы не повели его к двум вершинам? Он не стал преодолевать крутую тропу. Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа?» (сура «Город», аяты 10-12).
Коран сообщает нам, что существуют препятствия на пути добра, которые обязательно надо преодолеть, чтобы мы смогли продолжить свой путь. Что же это за препятствия? Всевышний Аллах говорит: «Это освобождение раба или кормление в голодный день сироты из числа родственников или приникшего к земле бедняка» (сура «Город», аяты 13-16).
Близость к Аллаху — это милость, и получение милости — это милость, и получение наслаждения от просьб к Нему — это милость, и наставление на верный путь — это милость. Все это обусловлено пожертвованиями ради Аллаха из того, что мы любим.
Всевышний Аллах говорит: «Отдавай родственнику то, что ему полагается по праву, а также бедняку и пут¬нику. Это лучше для тех, кто стремится к Лику Аллаха. Именно они являются преуспевшими» (сура «Румы», аят 38).
Кто хочет заслужить довольство Аллаха и приближенность к Нему, для того наилучшим способом является пожертво¬вания на пути Аллаха.
Всевышний Аллах говорит: «Среди бедуинов есть и такие, которые веруют в Аллаха и последний день и счита¬ют, что их пожертвования приблизят их к Аллаху и по¬могут заслужить молитвы Посланника. Воистину, они [пожертвования] действительно являются средством приближения. Аллах введет их в Свою милость» (сура «Покаяние», аят 99).
Этот аят ясно указывает на то, что человек, который расходует на пути Аллаха, приближается к Всемогущему Аллаху, ведь Святой Аллах близок, а не далек: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок» (сура «Корова, аят 186). Однако мы отдалились от Него из-за наших грехов, сна и неполноценного выполнения наших религиозных обязанностей.
       Поскольку наши грехи и сон отдалили нас от Аллаха, жертвования ради Аллаха и другие виды поклонения приближают нас к Нему. С помощью постоянных трат на пути Аллаха раб шаг за шагом приближается к своему Господу, заслуживает Его милости и становится из числа Его искренних рабов.
Аль-Куртуби сказал в комментарии к словам Аллаха: «Во истину, они ([пожертвования] действительно являются средством приближения», — это означает, что приближением к милости Аллаха являются их пожертвования.

О горе рабам.
Когда придет час смерти, беспечные осознают важность пожертвований ради Аллаха и их великую роль в защите от мучений. Они пожелают, чтобы Аллах предоставил им отсрочку, тогда они смогут раздавать милостыню и совершать праведные дела. Всевышний Аллах говорит: «Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть, и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников» (сура «Лицемеры», аят 10).
      Можете себе представить, что первым делом, которое пожелает совершить раб, если он получит отсрочку после того, как увидит Ангела смерти, является пожертвование на пути Аллаха? Почему же именно это?
Он осознал истину, с его глаз спала пелена, он осознал, что тратил свою жизнь на накопление имущества для других, хотя его обязанностью было тратить эти деньги на то, что принесет пользу ему самому. Всевышний Аллах говорит: «Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, и стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет!» (сура «Верующие», аяты 99-100).
Ведь человек хочет вернуться в мирскую жизнь, чтобы он смог совершать праведные поступки в отношении денег, детей, торговли и прочего...
      В хадисе говорится: «О сын Адама, как же ты можешь опередить Меня, когда Я создал тебя из глины, придал тебе форму и соразмерный облик? Ты ходишь по земле горделиво, и она стонет под тобой. Ты накапливаешь и не расходуешь, пока душа не достигает ключицы, а затем ты говоришь: «Я хочу раздавать милостыню», — однако, уже слишком поздно для милостыни».
     Пожертвования играют важную роль в следовании по пути Аллаха и спасении от мучений. Путь к Аллаху прокладывается сердцем, и ничего не мешает идти к Нему, кроме грехов и ослушания.
Все сыновья Адама совершают ошибки, а наилучшие из ошибающихся — кающиеся, как сообщил нам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Счастлив тот, кто возмещает то, что он упустил, догоняет благочестивых и заменяет все свои грехи благими делами, которые стирают грехи и их следы.
       Разве есть что-либо лучше милостыни в искуплении грехов?
Всевышний Аллах говорит: «Которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована последняя обитель» (сура «Гром», аят 22).
Траты на пути Аллаха помогают идущему на Его пути, при ближают его к своему Господу, уничтожают препятствия, которые встают перед ним, стирают все следы его грехов и гасят гнев его Господа.

Когда милостыня приносит результаты.
Кто-то может сказать: «Кто посмотрит на настоящее, тот не найдет подтверждения пользы пожертвований ради Аллаха, ведь очень много людей тратят из своего имущества, но мы не видим никакого следа от их пожертвований в их жизни».
Объяснение этому заключается в том, что один раз мы можем дать щедрое пожертвование, а в другой раз поскупимся. Мы даже иногда пересчитываем наши деньги перед тем, как дать милостыню, и много размышляем о том, что это негативно скажется на нашем состоянии.
Всевышний Аллах говорит: «Среди бедуинов есть и такие, которые считают свои пожертвования убытком» (сура «Покаяние», аят 98).
Тот, кто считает, что его пожертвования приносят ему убыток и уменьшают его имущество, тот не должен ожидать никакого вознаграждения за такие пожертвования. А также тот, кто жертвует один раз, а затем прекращает да¬вать милостыню.
      Всевышний Аллах говорит: «Дал мало и прекратил да¬вать вовсе?» (сура «Звезда», аят 34) — то есть дал немного, а затем и вовсе прекратил давать. Если мы хотим получить пользу от этого метода, то мы должны постоянно расходовать из нашего имущества, чтобы это вошло в привычку. Целью пожертвования не является одиночная трата, даже если она была значительной. Правильным будет постоянно совершать траты на пути Аллаха, вне зависимости от времени и состояния, что подтверждается следующими словами Всевышнего Аллаха: «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Корова», аят 274).

Важность подготовки себя к постоянным пожертвованиям.
Доктор Абдуррахман Хабнака сказал: «Приучение души к совершению постоянных пожертвований привьет ей любовь к подобным тратам. На начальной стадии пожертвования будут очень сложно восприниматься душой, но постепенно это станет легче. В конце концов он почувствует сладость этого, и она будет увеличиваться, пока он не почувствует удовлетворение и счастье в этом. Однако влияние милостыни на человека различается от одного человека к другому и зависит от уровня подготовки души и объема его опыта. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, описал этот способ лечения души необыкновенным примером.
В обоих «Сахихах» приводится сообщение от Абу Хурайры, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел в качестве примера скупца и дающего милостыню двух мужчин, которые облачены в рубахи или кольчуги из железа. [Эти кольчуги столь тесны, что] заставляют их руки находятся в районе груди и ключицы. И всякий раз, когда дающий милостыню человек дает ее, эта кольчуга начинает расширяться на нем, пока не покрывает кончики его пальцев, и разглаживаются следы, [оставленные] ей. А когда о милостыне задумывается скупец, кольчуга сжимается, и каждое ее кольцо становится на место». Поскольку скупец воздерживается от совершения добра, отказывается от благодеяний и благотворительности, то и воздаяние получает соответствующее: грудь его стеснена, и ему недоступна ее просторность. Он жаден, душа его мелкая, и он редко радуется. Многочисленны его тревоги и переживания. Едва ли будут удовлетворены его нужды, и вряд ему будет оказана помощь в том, к чему он стремится.


И он подобен человеку, облаченному в железную кольчугу. Его руки прижаты к шее так, что он не может ни вытащить их, ни пошевелить ими. И всякий раз, когда он стремится вытащить свои руки или расширить кольчугу, каждое ее кольцо остается на месте.
Также и скупец, всякий раз, когда он хочет сделать милостыню, ему мешает его скупость. И сердце его остается в этой тюрьме, как и он сам.


У того же, кто постоянно дает милостыню, сердце расширяется всякий раз, когда он дает ее, а душа становится просторной. И он подобен тому, на ком расширилась его железная кольчуга. Каждый раз, когда он дает милостыню, она расширяется и становится просторной. А вместе с этим усиливается его радость, и становится большим его ликование.
       А если бы не было в раздаче милостыни ничего, кроме вышеупомянутой пользы, то и этого было бы достаточно, чтобы раб проявлял в ней рвение и спешил с ее совершением. А Всевышний Аллах сказал: «Те, кто защищен от алчности собственной души, они и есть преуспевшие». (Сура «Взаимное обманывание», 16)
Данная картина показывает влияние постоянных трат на
пути Аллаха на обретение характера любви к пожертвованиям. Подобно этому приобретаются и остальные нравы.
А тот человек, который не лечит себя посредством тяжелых тренировок, связанных с обретением этого нрава, охарактеризован следующими словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Что же касается скупого, то когда бы он ни захотел потратить что-нибудь, его кольчуга сжимается, и каждое кольцо становится на свое место». Это означает, что его кольчуга сжимает его руки и каждое колечко в нем занимает свое место и не расходится в стороны, потому что у него нет силы воли, чтобы победить скупость своей души, которая в этом хадисе представлена в виде кольчуги, что сжимается на теле и сковывает руки. Руки находятся внутри этой кольчуги, так как они являются тем, что человек расходует, и, когда они представляются прикованными к шее, это является показателем алчности. По этой причине Всевышний Аллах в суре «Перенос ночью» говорит: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее [не будь скуп] и не раскрывай ее во всю длину [не расточительствуй], а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (сура «Перенес ночью», аят 29).
      Скупой это тот, чья рука прикована к шее, тот, кто не расходует на пути Аллаха, тот, кто не видит дальше своего носа, тот, кто действует вразрез со своей пользой, потому что его деяния сделают его порицаемым и опечаленным, ведь он упустил свое счастье, которое получают те, кто расходует на пути Аллаха.

Давайте будем ежедневно давать милостыню.
Для получения пользы от этого метода мы должны ежедневно расходовать на пути Аллаха на постоянной основе. Ни один день не должен проходить без того, чтобы мы не дали милостыню.
Нет ни одной уважительной причины для человека оставить милостыню, ведь Всемогущий Аллах не ограничил ее определенным размером, который мы должны отдавать. Всевышний оставил выбор за нами, каждый поступает со-гласно своим возможностям: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стес¬нен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (сура «Развод», аят 7).
Следует давать милостыню, даже если это половина финика.
Если мы не найдем ничего, чтобы отдать как милостыню, (что маловероятно), то остаются и другие способы: например, можно советовать людям расходовать на пути Аллаха, совершать одобряемое, помогать людям в облегчении их дел и даже улыбка — тоже милостыня.
     Милостыня должна совершаться регулярно и повторяться день изо дня. Она должна совершаться не только тогда, когда человек богат, но и когда он беден, потому что, как мы указали ранее, цель милостыни — не только помощь беднякам и нищим, но и помощь самому себе в избавлении собственной души от алчности. Поэтому одним из качеств богобоязненных является: «Которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (сура «Семейство Имрана», аят 134).
     Имам Муслим и другие приводят следующий хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах: «Пришел мужчина к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я утомлен (голодом)». И он поспешил к одной из своих жен, но та ответила: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!». Затем он поспешил к другой, но та ответила что-то вроде этого. В конце концов так же ответила каждая из них: «Нет, Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!». И тогда он произнес: «Кто примет в гости его сегодня ночью, того помилует Аллах!» И встал мужчина из числа ансаров и сказал: « Я, о Посланник Аллаха!» - и пошел вместе с ним к своей палатке и спросил жену: « Утебя есть что-нибудь?» Та ответила: «Нет, только еда для моих малышей».
      Он сказал: «Так позабавь их чем-нибудь, а когда они захотят поесть, уложи их спать! А когда войдет наш гость, погаси лампу, и мы сделаем вид, что мы кушаем». И они сели с ним, гость поел, а сами они провели ночь голодными. А на утро тот пришел к Пророку, и он сказал: «Аллах удивился тому, как вы поступили со своим гостем».
Имам Малик приводит в «Аль-Маута» от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды бедняк поросил у нее поесть, но она в то время постилась, и у нее дома ничего не было дома, кроме одной лепешки хлеба. Она сказала своей рабыне отдать этот хлеб, на что та ответила: «Тогда у тебя ничего не останется на разговение». Аиша сказала: «Отдай ему». И рабыня сказала, что сделала это. А когда наступил вечер, кто-то принес им баранину с гарниром. Аиша, да будет доволен ею Аллах, пригласила свою рабыню и сказала: «Покушай, ведь это лучше, чем то, что ты отдала».
Расходы на пути Аллаха в горе и тяжелое время оказывают огромное влияние на очищение, воспитание его души, связи ее с небесами и освобождении ее от материального рабства.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один дирхам может опередить сто тысяч дирхамов!». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, каким образом?!». Он ответил: «У человека есть только два дирхама, и он тратит один из них. И есть человек, у которого множе¬ство денег, он берет с краю своего имущества сто тысяч и дает милостыню».
      Этот единственный дирхам, который отдал тот, у которого было всего два дирхама, не окажет такого значительного влияния на изменение положения бедняков и нищих, как сто тысяч дирхамов, однако, влияние на человека, который потратил его, во много раз превышает влияние ста тысяч дирхамов, которые потратил богатый.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, усердствовал, побуждая сподвижников постоянно расходо-вать на пути Аллаха.
Передается от Умм Бужейд, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «О Посланник Аллаха, ко мне приходит бедняк и стоит перед моими дверями, однако я не могу найти ничего, чтобы отдать ему». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на это: «Если не найдешь ничего, кроме жженого копыта, то отдай ему это».
      В заключение вышесказанного мы хотим напомнить, что следует постоянно расходовать на пути Аллаха, чтобы мы продолжали разрушать оковы и железные кольца, которые
окружают нашу душу, и шаг за шагом возвышаться к небесам.
Кто-то может сказать: «Что я должен делать, если я не смогу найти ни одного бедняка или нищего, чтобы отдать ему ежедневную милостыню?».
     Решение этой проблемы очень легкое — установить дома копилку для этой цели и ежедневно пополнять ее деньгами для милостыни. Через некоторое время нужно взять все, что собралось, и отдать нуждающимся людям, о которых надо разузнавать заранее.
      Мы должны спешить с милостыней, чтобы ангел обратился к Аллаху с мольбой за нас.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Аллаха, спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, дай расходующему человеку возмещение», — а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к ущербу».

Лишенный — это тот, кто лишился добра.
Милостыня - это великая дверь из дверей добра. Кто лишился ее, тот, воистину, является человеком лишенным.
Передается от Асмы’, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Не завязывай [свой мех], ибо тогда и для тебя [его] завяжут».
В другой версии хадиса сказано: «Не подсчитывай, ибо тог¬да и Аллах сочтет для тебя [все]».
Ибн Хаджар в комментарии к этим хадисам писал: «Слово «завязывать» означает обвязать мех веревкой, а «подсчитать» означает узнать количество и вес. Под этими словами подразумевается запрет на опасение за свое имущество из-за расходования на пути Аллаха, что является одной из великих причин, которая лишает благодати, ведь Аллах дает без подсчета. А кто знает, что Аллах является источником его удела и дает ему удел оттуда, откуда он не ожидает, тот понимает, что обязанностью людей является расходование без подсчета своего имущества».
Давайте не будем отталкивать от нас благо.
      Всевышний Аллах говорит: «И расходуйте во благо самим себе» (сура «Взаимное обманывание», аят 16).
Нужно иметь убежденность, что наше будущее в последней жизни зависит от расходования на пути Аллаха и освобождения наших душ от Огня путем милостыни. Давайте вспомним Сухейба ар-Руми, купившего довольство Аллаха ценой всего своего имущества. О нем и других праведных рабах Всевышний Аллах ниспослал аят: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам» (сура «Корова», аят 207).

Сможем ли мы преодолеть это препятствие?
Давайте милостыню... после утренней молитвы... после восхода солнца... когда мы больны... во время испытаний... во время того, как мы обращаемся к Аллаху с мольбами... чтобы мы заслужили успех и благодеяние от Господа земли и небес.
      Перед тем, как приступить к любому важному делу... когда мы не можем справиться с простыми делами... после совершения какого-либо греха и неполноценного выполнения наших обязанностей перед Аллахом.
Давайте расходовать на пути Аллаха днем и ночью... тайно и явно... в бедности и богатстве.
И всегда напоминать себе о словах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уменьшается имущество того, кто дает милостыню».
     Лучшей милостыней является та, после (пожертвования) которой (у владельца) остается достаток.
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит' его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшей милостыней является та, после [пожертвования] которой [у владельца] остается достаток. Верхняя рука лучше нижней руки. Начинай [раздачу милостыни] с тех, кто на твоем иждивении».

Исцеление милостыней.
Целительному напряжению и старанию, которое ведет к выздоровлению, относится приведенный аль-Хакимом в «Мустадраке» хадис сподвижника Башира ибн аль–Хассасыйи: «Я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы присягнуть ему на верность исламу, и он поставил условие: «Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, совершать пятикратную молитву, поститься в рамадан, выплачивать закят, совершать хадж к Дому и усердствовать на пути Аллаха».
      Он рассказывает: «Я сказал: «О Посланник Аллаха! Две вещи мне не осилить. Если говорить о закяте, то у меня нет ничего, кроме десяти верблюдов. Они-посланцы моей семьи, и на них перевозят все грузы. Что же касается усердия на пути Аллаха, то утверждают, что кто повернется вспять (то есть побежит с поля боя), тот навлечет на себя гнев Аллаха, и я боюсь, что участвуя в сражении, начну испытывать отвращение к смерти, и душа моя наполнится страхом». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжал руку в кулак и потряс ею со словами: «Нет милостыни… Нет усердия на пути Аллаха… А за что же ты войдешь в Рай?» Башир сказал: «Тогда я сказал: «О, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я присягаю тебе!» И он принял мою присягу и обещание соблюдать все эти условия». Необходимы усилия… Необходимо даяние, отдача… Необходимо жертвование. Это условие спасения, а не условия попадания в Фирдаус (высшие пределы Рая), и признаки обычного мусульманина, а не усердствующего в покорности Всевышнему. Это основы религии, непременные требования убеждений (акыда) и плата за вход в Рай. И если ты жил во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и общался бы с ним, то его ответ потряс бы тебя так же, как он потряс Башира. Однако нужное потрясение, целительная встряска, эта болезненная остановка побуждает тебя к обратной перемотке кассеты твоей жизни, чтобы посмотреть, какую цену ты заплатил, чтобы купить Рай.
     Термизи приводит хадис от Анаса ибн Малика, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, милостыня тушит гнев Господа..». И так же, как она тушит гнев Господа, Благословен Он и Возвышен, так же она тушит собой грехи и проступки человека, подобно тому, как она тушит огонь.
У Термизи также приводится хадис от Муаза ибн Джабаля, который сказал: «Однажды я был в пути вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И в один из дней я оказался близко от него, когда мы двигались. И он сказал мне: «Не указать ли мне тебе на двери блага? Пост-это щит. Милостыня тушит грехи, как вода тушит огонь. А также молитва, которую совершает человек глубокой ночью».

      Передается, что АбдурРахман ибн Ауф или Сад ибн АбиВаккас, совершая обход вокруг Каабы, постоянно повторял только одну мольбу: «Господи, защити меня от алчности моей души! Господи, защити меня от алчности моей души!» Кто то сказал ему: «Ты не взываешь никакой другой мольбой?» На что он ответил: «Если я буду защищен от алчности моей души, вот тогда я точно преуспею»,
Алчность – это сильнейшее стремление к обретению чего-либо и проявление настойчивости в получении желаемого, а также готовность идти на крайние меры, чтобы достичь этого, вместе со страстным желанием души заполучить то, что человек хочет. А скупость – это отказ от того, чтобы расходовать желаемое после того, как человек обрел его, вместе с любовью к нему и желанием удержать у себя. Поэтому такой человек называется алчным до обретения желаемого и скупым после того, как обрел то, что хотел. Таким образом, скупость – это плод алчности, а алчность зовет человека к скупости. Алчность скрыта в душе, и тот, кто проявил скупость, тем самым подчинился собственной алчности. А тот, кто напротив, не проявил скупости, пошел на перерез собственной алчности и оказался защищен от ее зла. Такой человек и является преуспевшим: «Те, кто защищен от алчности собственной души, они и есть преуспевшие». (Сура «Взаимное обманывание», 16)
     Щедрый человек близок к Аллаху, к Его созданиям, к своей семье, к Раю и далек от Огня. Скупец же, напротив, далек от Аллаха, далек от Его созданий, далек от Рая и близок к Огню. Щедрость человека делает его любимым даже для его противников, а скупость делает его ненавистным даже для собственных детей.
И вершиной щедрости является расходование человеком того, в чем он нуждается сам. При этом, по возможности, он сам приносит это тому, кто на это имеет право. А не то, что сказали те, чьи знания недостаточны, якобы щедрость – это расходование всего того, что есть. Если бы это было так, то такие понятия, как растрачивание и расточительность, находились бы выше щедрости. Однако в Книге Аллаха эти слова упомянуты с порицанием, а Сунна указывает на их запрет. И если щедрость является похвальным качеством, то тот, кто достиг ее вершины называется великодушным, щедрым.

И он достоин похвалы, как сказал поэт:


«Скупость мужчины раскрывает пороки его, 

А щедрость их прячет от взоров людских.

Облачи же себя в одеяния щедрых,

Ведь я вижу, что щедрость есть завеса пороков любых.»

     Сегодня во многих странах мира религия отделена от государства. Но только религия говорит о щедрости, милосердии и сострадании. И только в храмах звучат слова вечных ценностей, о конечности земной жизни, об ответственности за все блага, полученные человеком. И только в храмах звучат проповеди и молитвы, и мольбы за прошедшие, настоящие и будущие поколения людей. Только в них оживляются души, очищаются сердца, постигается Вера.
     У граждан есть государство, у государства есть граждане, у родителей – дети, для слабых есть сильные, для бедных-богатые, а для храмов и мечетей есть верующие. И пока будут на земле храмы, мечети, значит всегда будут и верующие, значит всегда будет вера, надежда, любовь.
«И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему! Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах».
(Сура «Рассказ», аят77)



Яндекс.Метрика