Фетвы
Фетва (фатва, фатуа; мн.ч. фатауа) — в шариате (фикхе) правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу, выносимое муджтахидом, улемом, муфтием, факихом или алимом (или уполномоченным государственным органом из улемов), основываемое на принципах толкования шариата (фикха) и на прецедентах мусульманской юридической практики, исходя из иджмы как одного из корней фикха. Можно сказать, что фетва, байа и шариат являются оригинальными источниками исламского права (фикха).
Фетву можно определить как нормативно-правовой источник исламского права, выступающего как умозаключения учёных мира ислама, имеющих авторитет, по конкретным рассматриваемым вопросам, инициированным исламскими судьями (кадиями) или по запросу Меджлиса.
Фетва должна быть основана на принципах шариата (фикха). В конечном счёте фетва является также источником права, но скорее производным, так как вытекает из шариата (впрочем, как и байа). Фетва проистекает из понятия иджмы как согласованного мнения улемов и, таким образом, если фетва может быть источником права, то она должна выноситься уполномоченным государственным органом, состоящим из улемов, факихов, муджтахидов.
В некоторых мусульманских государствах, например, Королевстве Саудовская Аравия образуются такие органы как Комиссия по фетвам и исследованиям, принимающая общеобязательные фетвы.
Также отметим, что в террористическом образовании Имарат Кавказ был образован Комитет суда и фатвы, который, как постулировалось, выносил фетвы.
Часто фетва выносится каким-либо исламским ученым по какому-либо вопросу как частное мнение для заявления своей общественно-политической позиции, не влекущая каких-либо правовых последствий.
Например, много фетв издает Юсеф Карадави, исламский ученый из Катара, глава авторитетного Всемирного союза исламских ученых.
Много разнообразных фетв было издано по результатам терактов в США в 2001 году.
Профессор Александр Игнатенко отмечал: «Это документ, в котором некое положение объясняется в опоре в первую очередь на Коран, во вторую очередь — на Сунну Пророка и, в третью очередь, в опоре на заключения тех исламских учёных, которые являются авторитетами для данного муфтия, то есть для того, кто эту фетву издаёт».
Фетва содержит в себе введение (постановка проблемы), описание проблемы, мотивировочную часть и, в конце, повеление (установленное правило поведения). В фетве крайне желательны ссылки на Коран и Сунну, что существенно больше придает ей легитимность.
Часто издаются сборники фетв самых авторитетных исламских ученых (муджтахидов).
Фетвы сильно обусловлены мазхабами (правовыми школами), но, всё же, многие из фетв носят общемусульманский характер. Западный мир в англосаксонской правовой системе знает прецедентный характер права в силу прецедента по конкретному делу в форме решения судьи, создающего новую норму права.
В исламском мире кади не создают такого прецедента, а право формируют также прецедентно фетвы, как мнение исламских учёных. Муфтии, факихи или алимы могут и сами, а не только по запросу судьи, вынести фетву, но более предпочтительно обращение к ним за советом. Сборники фетвы являются авторитетным источником права для кади и, в силу этого, исламское право также постоянно находится в динамике и обновляется.
Необходимо отметить, что мнение даже самого авторитетного исламского ученого не может быть принято во внимание кади, если оно не санкционировано государством, поэтому чтобы быть источником права, фетва должна быть подкреплена силой государственной санкции за неисполнение.