Женщина и работа
Шари’ат не закрывает перед женщиной возможностей участия в общественной жизни. В Исламе нет религиозного запрета для женщины на получение образования и профессии, на работу и дальнейшую профессиональную деятельность, если нет в этом никаких нарушений Шари’ата.
Это значит, что мусульманка может работать и добиваться профессионального роста и признания, конечно, при условии, что ее деятельность не связана с совершением греха, и она при этом выполняет свои религиозные обязанности.
В истории Ислама есть много примеров, когда женщины добивались успехов в самых разных областях. Как известно, супруга Пророка Мухаммада, мир Ему, Хадиджа успешно вела торговое дело. А ’Аиша, одна из жен Пророка, мир Ему, была великим теологом среди женщин в свое время. От своего отца Абу Бакра ’Аиша переняла знания о науке генеалогии (‘ильмуль ансаб), которую он знал лучше всех. Также ’Аиша получила знания от самого лучшего из всех знающих – Посланника Аллаhа, мир Ему, который знал о ее способностях и компетентности, которые позволили ей стать более знающей, чем многие мужчины ее времени. Сам Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал об ’Аише:«Берите часть вашей религии от Хумейра (краснощекой)».
’Аиша была знаменита в передаче Хадисов, она была знающей о правилах Законодательства, правдивой в том, что передает от Пророка Мухаммада, мир Ему. Знания ’Аиши в области фикhа (законодательства) глубокие и богатые, она была лучшей из всех женщин в этой науке. Сказано о том, что четверть правил Ислама передано через нее. Во времена Абу Бакра, ’Умара, ’Усмана и до самой своей смерти она выдавала фатва (религиозные заключения). Женщины подходили к ней для получения религиозных заключений касающихся их, например, вопросы хайда (менструация), нифаса (послеродовых выделений), таляк (развода), никах (бракосочетания), таhарат (очищения). И это не было распространено исключительно среди женщин, судья тоже приходил к ней, чтобы изучать с ней такие вопросы. Также великие теологи и сподвижники приходили к ’Аише с вопросами о распределении наследства. Масрук говорил:«Мы видели великих сподвижников Пророка, мир Ему, как они задают ей вопросы о распределении наследства».
Абу hурайра и Маруан Ибн Хакям имели разные мнения о соблюдении Поста, они обратились к ’Аише, и она сказала заключительное слово (дала окончательное решение).
Нам известны имена многих женщин, которые сыграли в истории великую роль. Среди них есть и святые, как например Госпожа Нафиса и Раби’а Аль — ’Адауийя.
И сегодня женщина-мусульманка общественно активна: женщины в Исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены с соблюдением некоторых условий.
Если женщина не нуждается в браке и не хочет выходить замуж и иметь детей, а хочет работать и делать карьеру, то Ислам этого не запрещает, конечно, если работа не противоречит правилам Шари’ата. Если женщина замужем, то она может работать только с разрешения своего мужа. Если женщина работает с разрешения мужа, её работа не противоречит религии и от её работы есть польза для неё самой или для общества, то религией это одобрено.
Но как показывает реальный опыт, совместить карьеру и полноценное воспитание детей очень сложно. Ценой успешной карьеры часто является одиночество, а если у женщины и есть дети, то бывает, что,вырастая, они не заботятся о своей матери, так как в детстве не чувствовали заботы с её стороны. Помните, что детям нужна мать, ее внимание и забота, а для этого нужно быть как минимум бодрой, чтобы иметь силы заботиться о детях. Работающая мама – часто уставшая и дети могут испытывать нехватку ее материнского тепла. А если женщина еще и нанимает няню или кого-то другого, чтобы смотрел за ее детьми пока она на работе, то ребенок может отдалиться от матери, особенно когда он еще совсем маленький, ведь чужая тетя вполне ему заменяет мать и большую часть времени проводит с ним.
Общество, в котором разрушены семейные ценности и каждый думает только о себе, неизбежно морально деградирует. Семья в Исламе имеет большую ценность, чем профессиональный успех, деньги или должность, поэтому большинство мусульманок посвящает свою жизнь заботе о своих близких.
Если женщина хочет реализовать себя и быть полезной, то знайте, что она вносит ценный вклад в развитие мусульманской общины, воспитывая новое поколение, т.к. она, прежде всего — мать.
Для того, чтобы правильно выбрать приоритеты, подумайте о том, что Всевышний Аллаh сотворил людей с разными способностями и возможностями. Мир состоит из разных явлений, он разнообразен, поэтому такой мир требует разнообразного подхода к себе. Женщина в отличие от мужчины призвана исполнить в некоторых сферах иные обязанности, по этой причине она отличается от него как физическим строением, так и душевными качествами. Женщина – это и мать, на которую возложена функция вынашивания ребенка, родов и воспитания будущего поколения, поэтому она в большей степени руководствуется чувствами и эмоциями. Мужчина же в большей степени наделен силой, хладнокровием, рассудительностью, так как на него возложены более тяжелые и ответственные общественные задачи, среди которых ответственность за материальное обеспечение членов семьи, в том числе и жены, согласно Шари‘ату.
Переданы имамом Аль-Бухарий от Ибн ‘Умара следующие слова Пророка Мухаммада, мир Ему:«Каждый человек – ответственен, несет ответственность за свое хозяйство и должен заботиться о нем. Правитель – ответственен и должен заботиться о народе. Мужчина заботится и несет ответственность за свою семью. Женщина заботится и ответственна за дом своего мужа и детей. Каждый несет ответственность за то, что дано».
Поэтому вопрос работать или нет, рассматривайте с точки зрения пользы по Шари’ату, в первую очередь для вашей семьи, вашего брака. Задайте себе вопрос, будет ли счастлив муж и ваши дети, если вы захотите пойти работать? Если даже муж не против, чтобы вы работали, то сможете ли вы справляться с работой и дать хорошее воспитание вашим детям? Если нет, то разве вы будете счастливы, когда те, кого вы любите счастливы не будут?
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Если женщина совершает пять Намазов [в день], постится в Рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: «Войди в Рай через те врата, которые пожелаешь!». Передал этот Хадис Ибн Хиббан в «Сахихуль-Джами’».
В сборнике Хадисов имама Ахмада и Ан-Насаи также сообщается, что Абу hурайра рассказывал, что Посланника Аллаhа, мир Ему, спросили: «Какая жена является наилучшей?» Пророк, мир Ему,ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует его имущество».
Передают со слов Умм Салямы, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал: «Любая умершая женщина,[которая умрет будучи мусульманкой] муж которой был ею доволен, войдёт в Рай».Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».
Желаем вам, дорогие сестры, уметь правильно расставлять приоритеты и быть той, которой скажут: «Войди в Рай через те врата, которые пожелаешь!»