17:58
11 августа 2020

Закят-уль-фитр и фидья-садака.

Закят-уль-фитр (رالفط ‎زكاة - милостыня разговения‎) и фитр-садака - это разные названия одного обязательного вида закята -  налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения ‘Идуль-фитр [Ураза-байрам]. Он является заключительным условием для принятия Всевышним соблюденного поста. Данный вид закята стал обязательным на втором году хиджры.

Суть и смысл закят-уль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Посланник Аллахавменил в обязанность закят-аль-фитр, чтобы очистить постящихся от времени, проведенного впустую, от сказанных ими лишних слов и грубостей, а также, чтобы она служила в качестве источника поддержки и помощи нуждающимся.Кто оплатит фитр-садака до [праздничного] намаза, то это будет принято от него [в полной мере], кто же оплатит после намаза, то это зачтется, как обычное пожертвование» (см. Свод хадисов имама Абу Дауда).

 

Таким образом:

  1. Подобно закяту, закят-уль-фитр является одним из видов поклонения, относящихся к категории обязательных [ваджиб] действий. Это означает, что игнорирование выплаты закят-уль-фитр является грехом.
  2. Данный вид пожертвования совершается в знак благодарности Аллаху за предоставленную возможность поститься в Священный месяц Рамадан, а также в качестве искупления за недостатки в поклонении или за грехи, совершенные во время поста.

 

В хадисе от Анаса бин Малика говорится: «Ураза, которую соблюдал правоверный в Священный Рамадан, повисает как бы между небом и землей и только после раздачи закята-уль-фитр она возносится на небеса» (Имам Дайлами, Ибн Маджа).

 

Кто обязан выплачивать

Закят-уль-фитр обязателен абсолютно для всех, как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман [от имени детей выплачивается их родителями].

Обязанность выплаты закята-уль-фитр вменяется каждому свободному мусульманину, который имеет пропитание на день и ночь праздника разговения для себя и тех, кто он обязан содержать. Также выплата закята-уль-фитр обязательна для не мусульманина, если те, кого он обязан содержать являются мусульманами.

Наличие долга не является препятствием для выплаты закята-уль-фитр.

Тот, кто обязан отдать закят-уль-фитр за себя, обязан отдать его и за тех, кто находится на его иждивении.

Сказал Посланник Аллаха: «Выплачивайте закят-уль-фитр за того, кого вы должны содержать» (см. Бейхакы, 7932, Даракутни, 11, Шафии, 413)

 

Мужчина обязан выплатить закят-уль-фитр за членов своей семьи из тех, кого он должен содержать.

Также если у него есть бедные родители, то ему нужно выплатить за них (см. «Аль-маусуату аль-фикхия аль-кувейтия», 23/339)

Также обязательна выплата закята-уль-фитр за плод в утробе жены, достигший возраста 4 месяцев, поскольку именно в этот момент заходит в плод душа, согласно хадисам Посланника Аллаха ﷺ.

Сказал Абу Мухаммад Ибн Хазм: «Если достиг плод 120 дней, к моменту наступления фаджра последней ночи Рамадан, то обязательно выплата закята-уль-фитр за него» (см. «Аль Мухалля», 6-192)

Если глава семьи не имеет достаточных средств для выплаты закята-уль-фитр за всех членов семьи, то в первую очередь он выплачивает за себя, затем за свою жену, затем за своего несовершеннолетнего ребёнка, далее за отца, далее за мать, затем за своего совершеннолетнего ребёнка.

При выплате закята-уль-фитр необходимо сделать соответствующее намерение, например: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят-уль-фитр за себя». Опекуну также необходимо сделать намерение при выплате закята с имущества несовершеннолетнего ребёнка и душевнобольного человека. Вакилю (уполномоченному человеку) не обязательно делать намерение во время передачи закята-уль-фитр, если уполномочивающий его человек, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.

Обязательным является совершение намерения сердцем, а произношение намерения вслух является желательным.

 

Сроки выплат

 Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк ﷺ повелел нам выплатить закят разговенья до выхода людей на молитву» (см. «Сахих аль-Бухари» №1407).

Закят-уль-фитр выплачивается в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до начала праздничной молитвы. Если верующий не успел это сделать, то обязательность всё равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, откладывать выплату закята-уль-фитр до захода солнца дня разговения без причины является грехом [харам].

Целесообразно выплачивать закят-уль-фитр за день или два до праздника завершения поста ‘Идуль-фитр. Выплачивать фитр-садака можно и с начала месяца Рамадан. Если верующий совершит пожертвование с намерением на закят-уль-фитр в первый день Рамадана, оно будет засчитано.

 

Кому выплачивается

Исламские ученые единодушны в том, что закят-уль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят. Обычно верующие передают свой закят-уль-фитр в местные мечети.

Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться не мусульманам.

Закят-уль-фитр нужно выплачивать и раздать в том населённом пункте, в котором мусульманин находится в момент захода солнца в последний день месяца Рамадан. Только в случае отсутствия в населенном пункте получателей закята-уль-фитр (мечети, нуждающихся мусульман), выплату закята-уль-фитр переносят в другое место.

 

Размер выплаты

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Всевышнегосделал обязательным закят-уль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман. Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» (см. «Сахих аль-Бухари», № 1503 «Сахихал-Муслим» № 984).

«Са‘» (عصا), упоминаемый в хадисе, это мера сыпучих тел, равная 3 261,5 грамма, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и – 2 172 грамма, по утверждению мусульманских ученых других мазхабов. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс.

В ханафитском мазхабе разрешена выплата закята-уль-фитр денежным эквивалентом.

Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Данная форма закята (закята-уль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком ﷺ - один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем. (1) В те времена деньги были редкостью [был распространен в основном товарный обмен], особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что выращивалось, например финики, ячмень и т. д. (2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков в этом году размер закята-уль-фитр в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней. Как раз через меру сыпучих тел - са‘ - переводя её в известные единицы веса, можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью. Исламские ученые говорили, что форма выплаты закята-уль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закята -уль-фитр в денежном эквиваленте. Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один са‘» (см.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра, а также см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух).

Эквивалентно стоимости набора продуктов, во многих странах, в том числе и у нас, определяется размер закята-уль-фитр в денежных единицах. Так как разные продукты имеют разные цены, минимальный размер закята-аль-фитр определяется по стоимости продуктов с наименьшей ценой.

           

Фидья-садака

Фидья-садака - вид мусульманской милостыни, которая выплачивается за пропущенные дни поста в Священный месяц Рамадан. Это милостыня-искупление, когда мусульманин должен накормить одного нуждающегося за каждый пропущенный день обязательного поста.

Ошибочным является мнение, что компенсировать несоблюдение поста выплатой этой милостыни может любой человек. Всем совершеннолетним и физически здоровым мусульманам, не являющимся путниками или больными, предписано обязательное соблюдение поста, оставление которого является тяжким грехом и ослушанием Всевышнего Аллаха. Каждый пропущенный день поста должен быть возмещен только постом.

 «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (аль-Бакара 2/185).

Выплачивать фидья-садака может только человек, который не может держать пост в месяц Рамадан по следующим причинам:

  • Если человек болеет хроническими болезнями (постоянно), при которых режим поста невозможен.
  • Если предполагается, что он будет болеть до конца своей жизни.
  • Если, по мнению надежных врачей, ему невозможно держать пост даже в короткие зимние дни (когда он мог бы восполнить пропущенные дни поста). Если же болезнь человека носит краткосрочный характер, то ему после выздоровления необходимо восполнить пропущенные дни, и желательно это сделать до наступления следующего Рамазана.
  • Если человек является немощным стариком и не может соблюдать пост.

 

Если у такого старика или больного нет средств для выплаты фидья-садака, то с него полностью снимается эта обязанность, и он просто просит прощение у Аллаха.

Если такой больной в будущем выздоровеет или такой старик приобретет силы для поста, тогда они обязаны будут держать пропущенные дни поста, даже если ранее за эти дни отдавали фидья-садака едой или деньгами.

  • Женщины, которые регулярно рожают детей и не постятся, поскольку они постоянно либо беременны, либо вскармливают грудью.

Если человек болел и скончался в месяц Рамазан, восполнение его пропущенных дней уразы ложится на плечи родных, которые также выплачивают фидья-садака.

Величина фидья-садака приблизительно равняется величине фитр-садака и устанавливается местной религиозной организацией (духовным управлением мусульман или муфтиятом). Получателями фидьи-садака могут быть те же категории, что и при выплате фитр-садака.

Выплатить фидья-садака можно как единовременно всей суммой за месяц, так и во все дни месяца Рамадан деньгами или кормя нуждающихся.

 

Духовным управлением мусульман Российской Федерации установлены следующие размеры выплат закят-уль-фитр до начала ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) в 2020 году:

100 рублей - малоимущими

300 рублей - со средним достатком

500 рублей и более – состоятельными

250 рублей - минимальный размер фидья-садака за каждый пропущенный день поста

 



Яндекс.Метрика