17:58
11 августа 2020

Вклад мусульман Советского Союза в Великую Победу

Вклад мусульман Советского Союза в Великую Победу

15 мая 1942 г. представители мусульманского духовенства обратились к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии против СССР. В их обращении было сказано: «Мы, ученые Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников…».

 

 

Для му­суль­ман­ских на­родов, ко­торые в Со­вет­ском Со­юзе составляли бо­лее тре­ти населения, вой­на бы­ла та­ким же вре­менем ис­пы­таний и горь­ких ут­рат. Му­суль­ма­не про­яви­ли не­быва­лые сме­лость и му­жес­тво в вой­не с фа­шис­та­ми. Они ге­ро­ичес­ки сра­жались с вра­гами. Зва­ния Ге­роя СССР бы­ли удос­то­ены во­ины 34 му­суль­ман­ских на­ци­ональ­нос­тей. Сре­ди них - та­тары, уз­бе­ки, азер­бай­джан­цы, пред­ста­вите­ли да­гес­тан­ских на­род­ностей, че­чен­цы, крым­ские та­тары, ка­бар­динцы и дру­гие.

 

Мно­жес­тво стра­теги­чес­ких объ­ек­тов бы­ло эва­ку­иро­вано с ок­ку­пиро­ван­ных тер­ри­торий в вос­точные рай­оны СССР. С му­суль­ман­ских зе­мель от­прав­ля­лись на фронт ты­сячи тонн про­доволь­ствия, теп­лые ве­щи, сна­ряже­ние и бо­еп­ри­пасы. На деньги собранные мусульманскими народами уже в 1942 го­ду бы­ло пос­тро­ено бо­лее 2 ты­сяч бо­евых са­моле­тов, во­семь под­водных ло­док, де­сят­ки ты­сяч ми­номе­тов.

 

Сот­ни ты­сяч бе­жен­цев наш­ли кров и пи­щу у му­суль­ман Сред­ней Азии. Тад­жи­ки, уз­бе­ки, ка­захи, кир­ги­зы гос­тепри­им­но при­няли к се­бе тысячи рус­ских, ук­ра­ин­ских, бе­лорус­ских, ев­рей­ских се­мей и сирот.

 

Известно, что муфтием Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) Габрахманом Расулевым был объявлен джихад фашистской Германии. На съезде мусульманского духовенства в Уфе он отметил: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова: «Любовь к Родине – это часть твоей веры».

 

В 1943 го­ду бы­ли соз­да­ны но­вые ду­хов­ные уп­равле­ния, по­мимо Цен­траль­но­го в Уфе. В Таш­кенте – Ду­хов­ное уп­равле­ние му­суль­ман Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на, в Буй­нак­ске – Ду­хов­ное уп­равле­ние му­суль­ман Се­вер­но­го Кав­ка­за, в Ба­ку – Ду­хов­ное уп­равле­ние му­суль­ман За­кав­казья. В Бу­харе на­чало фун­кци­они­ровать мед­ре­се «Мир-Араб». В го­родах и се­лах бы­ли от­кры­ты сот­ни ме­четей. Фак­ти­чес­ки му­суль­ма­нам вер­ну­ли бо­лее ты­сячи раз­личных куль­то­вых мест и уч­режде­ний. Из тю­рем и ла­герей бы­ло вы­пуще­но боль­шое ко­личес­тво слу­жите­лей ис­ла­ма.

 

Од­новре­мен­но влас­ти сан­кци­они­рова­ли вос­ста­нов­ле­ние од­но­го из пя­ти стол­пов ис­ла­ма – за­кята - в поль­зу нуж­да­ющих­ся му­суль­ман, ко­торый ста­ли со­бирать спе­ци­аль­но вы­делен­ные для это­го пред­ста­вите­ли ре­лиги­оз­ных ор­га­низа­ций. 

 

Муфтий Габдрахман Расулев передал государству от имени мусульман вклад 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны, на что в газете «Известия» благодарственной телеграммой отозвался И.В. Сталин: «Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин». Тогда же Сталин лично разрешил строительство двух новых мечетей, в Миассе и в Башкирии. Также, в 1942 году в Дагестане, например, было собраны средства на аналогичное танковое подразделение. Эта танковая колонна носила имя имама Шамиля. Схожим образом была создана авиаэскадрилья «Азербайджанский колхозник». Мусульмане, как и христиане, во всех храмах призывали к победе советского оружия. Существует известное, хотя и не имеющее документальных подтверждений, предание, что, подобно тому, как вокруг Москвы обносили иконы, вокруг столицы облетал вместе со Сталиным сын знаменитого башкирского суфия Зайнуллы Расулева, тогдашний муфтий ЦДУМ Габдрахман Расулев – это была суфийская практика по защите столицы.

Городские и районные военкоматы были заполнены представителями исламских народов, требовавшими немедленной отправки их на фронт. В армию уходили целые семьи.
Дагестанец А. Абдулгамидов из аула Урхучимахи Акушинского района отправил на фронт 12 сыновей и внуков, Т. Таирова из селения Ахты проводила на фронт 7 сыновей, из семьи Эфендиевых из села Кумух пятеро защищали Родину, один из них был начальником политотдела дивизии, затем командиром полка, шестеро братьев Исмаиловых из села Кака Ахтынского района сражались на фронте за Отечество, четверо мужчин из семьи мегебца И. Хаджиева воевали с врагом, из селения Арчо Ахвахского района 7 братьев Магомедовых ушли на фронт, 5 из них не вернулись.

В Северной Осетии из семьи Габайраевых ушли на фронт восемь братьев, и все погибли. Не вернулись с фронта и семь братьев Газдановых. Это им, братьям Газдановым, благодарные потомки установили памятник у дороги Владикавказ – Алагир в образе летящих журавлей. В свое время Расул Гамзатов, побывав у памятника, был потрясен настолько, что в тот же день написал стихи «Журавли», а Ян Френкель сочинил музыку на эти слова. Без преувеличения, песня «Журавли» стала трагическим гимном – памятником всем погибшим на войне.

С фронтов Великой Отечественной войны от командования воинских частей в адрес родителей отважных воинов приходили письма, в которых говорилось о высоких моральных качествах, воинском мастерстве, мужестве и отваге воинов Чечено-Ингушетии. Так, в письме, командующий 4-м гвардейским кубанским казачьим кавалерийским Корпусом генерал-лейтенант Кириченко отмечал: «Ваши люди, представители Чечено-Ингушетии, дерутся в боях замечательно, показывая пример и мужество настоящих сынов нашего народа».

Мало кто знает, что на Мамаевом кургане похоронен чеченец Ханпаша Нурадилов, Герой Советского Союза, уничтоживший в боях под Сталинградом 700 гитлеровцев. Имя Магомеда Узуева высечено на плите мемориала «Брестская крепость-герой» в ряду имен других ее защитников. 

13 ноября 1941 г. постановлением ГКО № 894 «О национальных войсковых соединениях» было объявлено о формировании сразу 20 национальных кавалерийских дивизий и 15 отдельных стрелковых бригад из представителей народов Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья. В начале 1942 г. к формированию национальных соединений приказом ГКО от 3.02.1942 г. приступили Закавказский военный округ и Крымский фронт. По нему предписывалось путем перегруппировки личного состава переформировать уже готовые дивизии Закавказского военного округа и Крымского фронта. Так были созданы 4 азербайджанские стрелковые дивизии: 402-я стрелковая, 223-я стрелковая Белградская Краснознаменная Азербайджанская, 396-я стрелковая, 416-я стрелковая Таганрогская Краснознаменная, ордена Суворова II ст.

Всего было сформировано 19 национальных стрелковых дивизий, 20 национальных кавалерийских дивизий, 15 национальных стрелковых бригад.

87-я стрелковая Туркменская, впоследствии преобразована в 76-ю стрелковую Ельненско-Варшавскую Краснознаменную ордена Суворова II ст. дивизию.

90-я и 94-я отдельные Узбекские стрелковые бригады участвовали в боевых действиях в 1943–1944 гг.. Были расформированы из-за больших потерь.

100-я стрелковая Казахская преобразована в 1-ю Брестскую Краснознаменную стрелковую дивизию; 101-я отдельная казахская стрелковая бригада (участвовала в боевых действиях в 1943–1944 гг., расформирована).

Мы помним ратный подвиг 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии, 255-го отдельного Чечено-Ингушского кавалерийского полка, частей и соединений, сформированных из народов Средней Азии и Казахстана. Башкирская дивизия, например, считалась выдающейся по количеству награжденных бойцов и офицеров, прославлена в битвах под Сталинградом, Черниговом, форсировании Днепра и т.д.

Также множество мусульман, сражалось вне национальных дивизий, как и православных, иудеев, буддистов и др.

Для поддержания боевого духа своих земляков на фронт сотнями тысяч шли письма-наказы от народов всех национальностей и республик.

В письме трудящихся Узбекистана воинам-землякам от 31 октября 1942 года говорилось: «Вольный сын и свободная дочь узбекского народа… В дом твоего брата – русского, в дом твоих братьев – белоруса и украинца – ворвался германский басмач… Но дом русского – также и твой дом. Помни, что… ты клялся не дать в обиду своих братьев – советские народы…». Это письмо подписали 2,5 млн. узбеков.

А вот что говорилось в Обращении, принятом участниками антифашистского митинга представителей народов Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Казахстана, Киргизии, состоявшегося 31 января 1943 года в Ташкенте: «Дорогие сыновья-бойцы! Гитлер назвал нас - народы Таджикистана, Киргизстана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана - полулюдьми, «низшей расой», недостойными носить звание человека. Вдолбите же своими мощными ударами в тупые башки варваров, кто такие туркмены, узбеки, казахи, киргизы, таджики. И чем сильнее будут ваши удары, тем крепче запомнятся им имена наших народов! Бойцы-сыновья! Бойцы-братья, мужья! Великая битва, которую вы теперь ведете - это газават за свободу советской Родины, и на знамени этого газавата написаны священные слова: «Честь, свобода, мщение».

Всё перечисленные факты, это лишь малая часть примеров вклада мусульман в победу в Великой Отечественной войне.

Мусульмане защищали и общую Родину, и земли своих предков. Они защищали свободу будущих поколений. Свободу, в которой их потомки будут беречь свою землю, будут чтить и сохранять историю, традиции, культуру и религию своих народов, но не забывать о них, уподобляясь не мусульманам.

Сотни тысяч мусульман полегло на полях сражений, чтобы люди никогда на забывали ценности мира и сути повсеместно произносимого исламского приветствия «Ас-салам Алейкум» - Мир вам!

 



Яндекс.Метрика