17:58
20 апреля 2024

Джумуа мубарак! 09 апреля 2020 года

Са́дака (араб. صدقة‎‎ - благотворительность), в исламе - милостыня, которую мусульмане выплачивают с намерением заслужить довольство Аллаха.

Аллах سبحانه و تعالى говорит в Священном Коране: «Тем, которые тратят своё имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования упрёками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:262).

 

Абу Бурда передал от своего отца, что Пророк ﷺ сказал: «Каждый мусульманин должен давать садаку» (Бухари 4/50, Муслим 1008).

Умар ибн Хаттаб говорил: «Мне рассказывали, что когда дела хвалятся меж собой, садака утверждает: «Я лучшая из вас» («Вабиль. Благодатный дождь», Ибн Каййим аль-Джаузийя).

Награда за расходование средств на пути Всемогущего Аллаха велика.

«Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий» (2:261).

Ни одно дело, ни один способ сбережений не может сравниться с преумножением потраченного на пути Аллаха. Но почему же на садака большинство людей выделяют очень малую часть своих доходов? Кто-то даёт столько, чтобы трата была совсем не ощутима для его кошелька. Кто-то просто вытряхивает из карманов скопившуюся мелочь. Они воспринимают садака как повинность, как невосполнимую трату. Про таких людей Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Всякий раз, когда человек желает дать садака, к нему приходит шайтан и говорит, что он обеднеет; таким образом, человек становится скупым» (См. «Ахкам» том 2. стр. 291).

«Сатана угрожает вам бедностью и велит творить вам мерзость, а Аллах обещает вам Свое прощение и милость. Аллах Объемлющий, Знающий» (2:268).

Кто-то, имея возможность давать щедрое садака, откладывает это на потом, ссылаясь на проблемы в бизнесе, необходимости совершить крупные покупки, сделать накопления и т.п. «Мне не жалко, я не скупой… вот только сейчас не могу, а потом обязательно…». Представляя себя людьми расчетливыми и практичными, они забывают о том, кто наделяет всех уделом и не видят причинно-следственных связей между тратами на пути Аллаха и состоянием своих дел.

«Он дарует мудрость, кому пожелает; тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» (2:269).

Иногда они размышляют и так: «Вот я давал щедрое садака, но где же покровительство Аллаха? Доходов не прибавилось, проблемы не кончились… и т.п.».

Но ведь Аллах سبحانه و تعالى испытывает людей и малым уделом (терпением и довольством) и большим уделом (умеренностью для себя и щедростью к другим).

«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из своих рабов, кому пожелает. Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (34:39).

«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (3:92).

«Будет отвечено тому из вас, кто не уподоблялся говорящему: «Я призывал, но не было отвечено мне» (передано от Абу Хурайры, см. «Сахих», аль-Бухари).

«Расходуйте из того имущества, которым Мы наделили вас, до того, как придёт к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: «Господи! Если бы Ты предоставил бы мне небольшую отсрочку, я стал бы давать милостыню и стал бы одним из праведников» (63:10)

 

Ещё о достоинствах садака

1. Садака предотвращает различные беды, даже у грешников и нечестивцев.

Передаётся от Анаса ибн Малика, что Пророк ﷺ сказал: «Милостыня гасит гнев Господа и отталкивает дурную смерть» (Тирмизи 664, ибн Хиббан 816). В некоторых источниках говорится: «Спешите с милостыней! Поистине, беда не может перешагнуть через нее».

Пророк Мухаммад ﷺ обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика» («Сахих», аль-Бухари).

2. Садака тушит грехи и ошибки, так же как вода гасит пламя.

Муаза ибн Джабала рассказывал: «Я был вместе с посланником Аллаха в путешествии. Одно утро я оказался рядом с ним, и когда мы шли рядом (друг с другом), он сказал мне: «Указать ли тебе на врата блага? Пост - это щит. Милостыня тушит прегрешения, как вода гасит огонь. Молитва мужчины глубокой ночью - один из признаков праведности». После этого он прочитал (следующий) аят: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (32:16 аят). (Тирмизи 1619, Ахмад 5/231, 234, 235, 237, ибн Маджа 3973).

Передают, что Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

عن عقبة بن عامر : سمعت رسول الله – صلى الله عليه وآله وسلم - يقول : " كل امرئ في ظل صدقته حتى يفصل بين الناس

 

«Каждый человек будет находиться в сени своих пожертвований, пока не закончится суд над людьми» («Сахих аль-Бухари» №1557).

3. За человека дающего садака ангелы совершают дуа. 

«Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Ниспошли дающему садака возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Ниспошли воздерживающемуся от садака потерю» (аль-Бухари и Муслим).

4. Давать щедрое садака – это следование за Пророком ﷺ на пути к довольству Аллаха.

Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя ﷺ был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Милость миров Мухаммад ﷺ как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).

Пророк ﷺ сказал: «Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви - в этом мире. Ухватившегося за них, они (корни) приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этом мире, ухватившегося за них, они (корни) приведут в а Ад» (Байхаки).

Ат-Тирмизи в «Книге благодеяний» пишет: «Нам передал Хасан ибн Арафа от Саида ибн Мухаммада аль-Варрака от Яхья ибн Саида от Араджа от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Огня. Скупой удален от Аллаха, далек от Рая, далек от людей и близок к Геенне. Щедрый невежда милее для Аллаха нежели скупой поклонник»» (Тирмизи 1962).

В обоих «Достоверных сборниках» со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), передается, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Скупого и расходующего можно сравнить с двумя людьми в железных джуббах из железа, (т.е. в кольчугах) от сосков до ключиц. Что касается расходующего, то что бы он ни потратил, (его джубба кольчуга) обязательно удлиняется (или: величивается), (покрывая собой) его кожу, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока она не покроет собой кончики пальцев (его ног) и не станет сглаживать его следы. Что же касается скупого, то всякий раз, как вознамерится он потратить что-нибудь, каждое кольцо её обязательно пристаёт к своему месту, и он старается увеличить (свою джуббу кольчугу), но она не увеличивается» (Бухари 10/227, 228, Муслим 1021).

Аллах سبحانه و تعالى говорит в Священном Коране: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (64:16).

Ибн Таймия говорил: «Однажды Всевышний Аллах спросил пророка Ибрахима: «Знаешь, почему Я взял тебя своим приближенным другом?» Он ответил: «Нет». Тогда Аллах сказал: «Я увидел, что милее и любимее для тебя - давать, а не брать»».

Аллах - Щедрый и Великодушный и любит щедрых.

 

«Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху наследство небес и земли. Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы» (57:10).

Обычно понимание смысла «победы» в этом аяте относят к взятию Мекки. Но оно имеет и общее значение: победы над собственным нафсом (гордыней и скупостью), победы над происками шайтана, достижении прозрения и искренности в деяниях на пути Аллаха.

Шейх-уль-Ислям Ибн Таймиййя сказал: «Садака подобно сражению, где трус испытывает нерешительность, а смелый проявляет стойкость» (см. «аль-Фатава», 13/95).

* * *

О, Аллах! Мы просим о милости Твоей - простить наши грехи и заблуждения, сделать нас из числа обладающих разумом, решительных и смелых, щедрых слуг Твоих! 

О, Аллах прими наши поклонения и траты ради Твоего довольства! Защити от происков проклятого шайтана. Избавь нас от огня Ада. Даруй нам милость Свою в этом мире и Последующем! Защити нас, наших родных и близких от бедствий и болезней!

Амин.

 

 

 

 



Яндекс.Метрика