17:58
28 марта 2024

О лицемерии

Аят из Корана, который мы вынесли в заголовок данной статьи, был ниспослан при следующих обстоятельствах. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вышел со своей армией в поход на Табук, в пути произошла неприятная история, которая, тем не менее, стала важным уроком для всех мусульман. Именно об этом событии Всевышний Аллах сказал:

 

 

«Если ты спросишь их (лицемеров), они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» (Коран, 9: 65).

Со слов Ибн Умара, Мухаммада ибн Кяаба, Зайда ибн Асляма и Катады передается следующее сообщение: «Во время похода на Табук один человек сказал: «Мы не видели никого с более прожорливыми животами, более лживыми языками и более трусливых при встрече с врагами, чем эти наши чтецы», – имея в виду Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, которые читали Коран.  Тогда ’Ауф Ибн Малик, присутствовавший в данном собрании, сказал: «Ты лжёшь, и вообще,   ты – лицемер (мунафик)! Я непременно сообщу об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». ’Ауф отправился  к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы оповестить его о случившемся, но когда пришёл, то узнал, что кораническое откровение относительно этих людей опередило его. Затем человек, сказавший эти дурные слова, пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда тот уже тронулся в путь, сидя верхом на верблюдице. Этот человек начал говорить: «О Посланник Аллаха, мы лишь болтали,  забавлялись и вели беседы путников, чтобы облегчить бремя пути». Ибн Умар сказал: «Я как сейчас вижу этого человека, схватившегося за ремни и подпруги идущей верблюдицы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), камни царапали его ноги и он повторял: «Мы лишь болтали и забавлялись…».

На самом деле, сподвижники (сахабы), да будет доволен ими Аллах, всегда были самыми умеренными людьми, что проявлялось и в их еде, и в одежде, и во всём остальном. Но именно лицемеры бывают прожорливыми поклонниками пищи и самыми настоящими чревоугодниками, как сказал о них Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

 

«Верующий ест в одну кишку, а неверный ест во все семь кишок»[2].

Именно лицемеры (мунафики) являются самыми лживыми из людей, как сказал о них сам Всевышний Аллах:

 

«Воистину, они – лжецы» (Коран, 58: 18).

Сподвижники же являются самыми честными и самыми справедливыми людьми. Аллах избрал их, дабы они были спутниками и помощниками Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в деле установления и сохранения Религии Всевышнего на земле. В своей честности и надёжности они достигли таких высот, которые недоступны остальным людям, пусть Аллах будет ими доволен и сделает их довольными Его наградой.

Лицемеры – самые трусливые из людей, и «всякий крик они считают обращенным против них» (Коран, 63: 4). А о храбрости и незаурядной отваге сподвижников известно настолько широко, что не стоит об этом и говорить. История не помнит аналогов той смелости и тому героизму, которые были проявлены сподвижниками. На пути Аллаха они сотрясли своих врагов, перенося на этом пути невиданные тяготы и лишения. Известный мусульманский историк Ибн Исхак, в повествовании о походе на Табук, приводит следующее сообщение: «Во время похода на Табук один человек сказал: «Вы думаете, что сражение с сынами Асфара[3] – это то же самое, что междоусобные войны арабов? Ей Богу, опасаюсь увидеть вас в горах закованными в цепи, для того чтобы запугать и устрашить верующих!» Когда ’Ауф ибн Малик (да будет им доволен Аллах) услышал эти мерзкие слова, сказал: «Ты лжёшь, говоря о них (то есть о верующих), и вообще, ты – лицемер (мунафик), я непременно сообщу об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Это и есть искреннее и чистосердечное отношение к Аллаху и Его Посланнику, и данный поступок ’Ауфа ни в коей мере не является сплетней. Поэтому оповещение правителя исламской страны о том, что творят смутьяны и распутники, считается удержанием от зла и побуждением к добру, ни в коем случае нельзя рассматривать это как доносительство и сплетни. Все члены мусульманского сообщества являются одним единым целым, и поэтому информирование правителя о деструктивных и вредительских действиях отдельных людей служит цели сохранения порядка и благочестия в исламском обществе.

Когда ’Ауф ибн Малик пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы рассказать ему о случившемся, он узнал, что аяты Корана, осуждающие лицемеров, уже опередили его. Всевышний ниспослал Свое откровение, в котором сообщил о поступке лицемеров. После этого те люди, которые участвовали в беседе и издевались над Аллахом и Его религией, явились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы принести свои извинения. Они стали оправдываться, говорить, что у них не было намерения издеваться, и они лишь вели бездумные беседы, забавлялись, шутили и говорили несерьёзные вещи, дабы повеселить себя в пути, развеяться и таким образом забыть о тяготах долгой дороги. Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лишь читал им слова Всевышнего Аллаха:

 

«Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 65).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ехал верхом и не оборачивался на лицемера, умолявшего его о прощении. Пророк был разгневан на него и ему подобных, он не принял его лживых оправданий, показав, что Ислам – это не то, с чем можно забавляться, и не то, о чём можно вести фривольные беседы. Всё, что связано с Исламом, должно почитаться и возвеличиваться в сердцах, к этому побуждает нас Вера в Аллаха и его Посланника. Аяты Аллаха почитаемы в сердцах истинно верующих людей, они ценят их, верят в них, возвеличивают каждую их букву и извлекают пользу из каждого слова. Тот же, кто позволяет себе беспечно и насмешливо говорить об Исламе и его святынях,  не уважает эту Религию, а значит и отношения к ней не имеет. Верующий должен опасаться впасть в лицемерие (нифак), подобно тому как стали лицемерами эти люди, произнёсшие свои мерзкие слова, а ведь до этого они были верующими[4], но затем стали неверными.

 

«Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 65).

Как бы то ни было, их Вера (Иман) была очень слабой, и она не помешала им издеваться над Аллахом и Его Посланником.

В качестве еще одного примера насмехательства над религией можно привести насмешки в адрес исламских учёных и неуважительное отношение к ним, а также сплетни с целью их дискредитации.

Мы видим, что человек может стать неверным всего из-за одного слова, слетевшего с его губ, или всего из-за одного дела, которому он сам, по своему маловерию, даже не придаст значения.

В этом аяте говорится об открытом издевательстве над Религией, проявляющемся в словах, но издевательство может быть выражено и делами (например, когда человека побуждают к намазу, посту или единобожию, а он демонстрирует различные гримасы, насмешливо вытягивает губы, высовывает язык, закатывает глаза и так далее).

В данном хадисе говорится, что тот, кто издевается  над Религией Аллаха даже в шутку, становится неверным, этот хадис разъясняет нам разницу между сплетнями и чистосердечным отношением к Аллаху и Его Посланнику, а также говорит о том, что не любое оправдание может быть принято.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин сказал: «Неверие бывает двух видов: «неверие выраженное в отказе от истины»[5] (куфр и’рад/كفرالإعراض)  и «неверие выраженное в противодействии истине»[6] (куфр му’арада/كفر المعارضة). Издевательство над Религией относится ко второй категории, к воинствующему неверию, которое намного хуже, нежели простое поклонение идолам. Это очень опасная ситуация, потому что лишь одно сказанное слово может навлечь на человека горе и погибель, но сам он этого даже не почувствует. Кто насмехается над молитвой (намаз), милостыней (закят), постом (ураза) или паломничеством (хадж), является неверным по единогласному мнению всех учёных Ислама. К этому относятся также и насмешки над знамениями Аллаха, законами природы и устройством бытия, например, такие слова: «Жара зимой – это нелепость» или: «заморозки летом – это глупость». Человек, позволяющий себе насмехаться над волей Аллаха, мусульманином не является и не имеет отношения к Исламу. Ведь все деяния Аллаха совершаются в соответствии с Его безграничной мудростью, которая непостижима для нас в полной мере».

Если человек возвеличивает Аллаха (Велик Он и Славен), то должен уважительно относиться и к учёным – носителям знаний Ислама. Тот, кто имеет веру в Аллаха, помогает учёным и проповедникам, почитает и оказывает поддержку тем, кто побуждает к добру, удерживает от зла, совершает благодеяния и приносит людям пользу. Кто же насмехается над учёными из-за их строгой приверженности своей Религии, тот совершает дело неверия (куфр).

Всевышний Аллах сказал:

 

«Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость» (Коран, 3: 18).

Также Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

 

«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в адском пламени» (Коран, 4: 140).

Насмехательство над самой Религией и её законами является неверием (куфр), а насмехательство над выполнением мусульманином законов Аллаха является большим грехом (кябира).

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим говорил: «Некоторые люди любят придираться к поступкам религиозных людей и особенно – к обладателям знаний, они не упускают возможности сказать: «Мулла сделал то-то и то-то». Эти слова очень опасны и представляют угрозу прежде всего тому, кто их произносит, потому что, на самом деле, они говорят это лишь для того, чтобы упрекнуть верующих за их покорность Аллаху, поэтому такие высказывания чреваты вероотступничеством. Но если нечто подобное употребляется между обычными людьми, то это, все равно, является неподобающим поведением, но это не так тяжко, как насмешки над носителями исламских знаний и набожными людьми».

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин говорил: «Тот, кто издевается над людьми, неуклонно соблюдающими Религию Аллаха, несет в своём сердце определённый вид лицемерия (нифак). Причина этого в том, что, говоря о лицемерах, Всевышний Аллах сказал:  

 

«Они (лицемеры) посмеиваются над верующими, которые делают добровольные пожертвования»(Коран, 9: 79)».

Шейх Салих аль-Буляйхи (да одарит его Аллах своей милостью) вёл проповедь в Мекке, в Заповедной мечети, он поднял свой мисквак[7] и сказал: «Это мисвак, и если человек знает, что его использование является Сунной, но при этом насмехается над теми, кто его применяет, то тем самым совершает дело неверия (куфр). Издеваясь над Сунной, человек издевается над Посланником (мир ему и благословение Аллаха), а издеваясь над Посланником, он издевается над Аллахом, ведь именно Он отправил Пророка к людям и научил его всем законам».

Постоянному комитету учёных был задан вопрос относительно обращения к религиозным людям со словами: «Эй, борода». Ответ был таков: «Издевательство над бородой – это большое зло. Если человек сказал: «Эй, борода», желая поиздеваться, то тем самым он совершает поступок неверия (куфр). Если же он просто хотел окликнуть какого-то человека, называя его по внешним признакам, то это не является неверием, но, тем не менее, не подобает обращаться к людям такими словами».

В определённых кругах сегодня бытует мнение, что некоторые законы Шариата следует пересмотреть и поменять, потому что они не соответствуют современному прогрессивному обществу. Например, говорят, надо пересмотреть исламскую наследственную систему, в которой мужчина имеет право на долю, равную доле двух женщин.

Отвечая на такие высказывания, шейх Абдульазиз ибн Баз (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Законы, которые Аллах передал свои рабам через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), такие как законы наследственной системы, пятикратной молитвы, закята, поста и другие, – все они были разъяснены Всевышним Аллахом, и мусульмане едины в покорности этим законам. Никто не имеет права предъявлять к законам Аллаха какие-либо претензии или вносить в них коррективы. Это действующее законодательство для этой общины, как во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), так и во все времена после него до самого Конца Света.

Наша обязанность — действовать соответственно законам Шариата с убеждением и верой, а кто утверждает, что другие порядки лучше Шариата, тот является неверным. Кто разрешает кому-то другому нарушать Шариат, тоже считается неверным, потому что он противится воле Аллаха и Его посланника, а также единому мнению всех учёных Ислама».

Также есть люди, которые называют некоторые законы Аллаха кожурой, имея в виду, что они незначительны и поэтому не стоит концертировать на них внимание. Такие слова они говорят, например, об отращивании бороды, укорачивании брюк и т.д.

Отвечая на это заявление, шейх Абдульазиз ибн Баз сказал: «Это опасные слова и великое злодеяние. В Религии нет кожуры, вся она – есть сердцевина и вся она – благо. Да, мы разделяем вопросы на основы и ответвления. Укорачивание брюк и отращивание бороды – эти вопросы относятся к ответвлениям, не к основам, однако ни в коем случае нельзя называть какие-либо законы Аллаха кожурой. Я боюсь, что человек, который говорит подобные слова с целью принизить Религию или посмеяться над ней, является вероотступником, отказавшимся от Ислама, так как Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

 

«Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 65)».

Именно Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел мусульманам отпускать бороду и укорачивать усы. Наша обязанность – повиноваться и относиться с предельным почтением ко всем Его приказам и запретам во всех делах.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также всей его семье и его сподвижникам и всем, кто неуклонно следовал их пути  до самого Судного Дня.

 

Из книги: «Хутабу ат-Таухид аль-минбарийя»
Автор: Абдульмалик аль-Касим
Перевод: 
Абу Ясин Руслан Маликов
Каноническая редакция: Максад Каримов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам?»
www.whyislam.to

  •  [1] Хадис привёл аль-Бухари.
  • [2] Хадис привёл аль-Бухари (5397).
  • [3] Бану Асфар (досл.: сыны Жётого) – так арабы называли всех византийцев (они же ромеи).
  • [4] По мнению большинства муфассиров (толкователей Корана), эти люди являлись неверными лицемерами (мунафиками) до того, как сказали свои омерзительные слова неверия. Верующими они выглядели только внешне, вера их была притворной. Но когда они стали насмехаться над Пророком и его сподвижниками – их неверие проявилось и стало явным.
  • [5] «Неверие отказа» (куфр и’рад/كفرالإعراض) — когда человек пребывает в неверии, отказываясь от  истины и игнорируя приказыВсевышнего Аллаха.
  • [6] «Неверие противодействия» (куфр му’арада/كفر المعارضة) — когда человек, помимо отказа от истины, ещё и борется с ней, делает нападки на Религию Аллаха, воюет с ней и с её представителями.

[7] Зубочистка из расщеплённой ветки дерева или его 



Яндекс.Метрика