17:58
29 марта 2024

Хутба о новом 1440 годе по хиджре и достоинствах месяца аль-Мухаррам

Хутба о новом 1440 годе по хиджре и  достоинствах месяца

аль-Мухаррам

Пятничная проповедь Иршата-хазрата Умярова в Нижегородской Соборной мечети.

 Восхваляем мы одного Всевышнего Аллаха, просим у Него прощения, принятия наших добрых дел. Просим защиты от зла наших душ. Кого Всевышний Аллах ведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь, кроме Всевышнего Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества достойного для поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Его раб и посланник, которого Он послал как милость для миров! Да благословит Всевышний Аллах и приветствует нашего пророка, пречистых членов его семьи, всех его сподвижников, праведных наших предшественников, а также всех тех, кто последовал их путём, вплоть до Судного Дня!

Всевышний Аллах говорит в Коране: «يَاأَيُّهاَ الَّذِينَ ءَامَنُوا اتَّقُوا الله حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ»

Смысловой перевод: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не умирайте кроме как будучи мусульманами» (сура аль-Имран «Семейство Имрана», 103  аят )

 

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Поистине, дела оцениваются по намерениям…»

   Благодарим Всевышнего Аллаха за то, что Он снова дал нам увидеть этот самый лучший, святой и праздничный день Джума, и прийти в самое лучшее место на Земле – мечеть, подготовив как внутреннее состояние, так и внешнее по сунне пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!

   Наступил новый 1440-й год по мусульманскому летоисчислению (хиджре). Наступление данного года приходит с первым днём одного из 4-х священных месяцев – аль-Мухаррам (от слова «харам» - запретный) и более того, в этот месяц есть один из величайших дней – Ашура (10-й день месяца аль-Мухаррам), в который произошли большие события, а пророк, мир ему, в этот день соблюдал уразу. Упоминая коротко о хиджре заметим, что  лексическое значение данного слова означает «переселение», а в истории это -  переселение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, вместе с другими мусульманами из  г. Мекки  в г. Медину.

    Пророк, мир ему, призывал к исламу в Мекке 12-13 лет, и большинство первых его последователей было из простого народа. С первых дней со стороны языческой знати Мекки начались сильные гонения в адрес мусульман, что и побудило к первому переселению в Эфиопию, где был справедливый христианский царь, который взял первых переселенцев во главе с Усманом ибн Аффаном, да будет доволен им Аллах, под свою защиту и не отдал их язычникам,  когда они пришли за ними. Впоследствии и сам царь скрыто принял ислам.

   Всем же мусульманам, хотя первое время их было не так много, было сложно перебраться в Эфиопию из Мекки: там был другой менталитет и не было своих сородичей и родственников, а помимо этого, язычники Мекки усилили охрану и следили за дорогами, ведущими в Эфиопию.

   Когда же на мусульман гонения усилились, и даже дошло до того, что мекканцы решили убить пророка, мир ему, Всевышний Аллах дал указание переселиться мусульманам в город Ясриб (на тот момент так называлась Медина).

   В Медине (Ясриб) арабские племена Аус и Хазрадж (их называли ансарами – «помощники») приняли ислам, и дали присягу пророку, мир ему, близ Мекки на верность, и согласились принять и укрыть мусульман. Мусульмане скрыто начали переселяться в Медину, однако, некоторых из них останавливали, забирали имущество, жен, детей,  а сам пророк вместе со своим лучшим другом Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, переселился одним из последних, произошло это в 622 году. Это переселение стало новой страницей ислама: мусульмане спокойно могли соблюдать религию, сложилась своя община в городе, были заключены договора с другими племенами и конфессиями, создана первая исламская конституция, широко начало происходить распространение ислама.  Победы в сражениях над язычниками привели к прошению мира с их стороны, и признания мусульман на равных со всеми остальными общинами Аравии. Также пророк, мир ему, переименовал Ясриб, и он начал называться Мадинату-набави «Город пророка» или просто «Мадина».

   Вести летосчисление с хиджры начали в 637 г., в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. По велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка, мир ему, в Медину, а 1-й Мухаррам (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

   Говоря о месяце аль-Мухаррам, приведём смысловой перевод аята 36, суры «ат-Тауба»: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные (священные), это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе».

     В хадисе сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумада аль ахир и Шаабаном» (аль-Бухари).

   «Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний обособил поминание Его. Самыми лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний». (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тауба», 36 аят)

  То, что обозначил Всевышний Аллах священным, должно побуждать мусульман  приближаться ещё больше к Аллаху посредством совершения добрых дел,  посещения мечетей, совершения намазов, салаватов, садака, дуа, прошение прощения, исправление нрава, исправления внутреннего состояния и внешнего, поминания Аллаха, отдаления от греховного. Награду  и баракат этого мы увидим в обоих мирах, ин шаа Аллах.

    Также сунной является соблюдение поста в любой из дней в любом количестве: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха, Мухарраме» (Муслим).  Учёные сообщили о том, что после месяца Рамадан, лучшим месяцем является Мухаррам.

Месяц аль-Мухаррам считается священным ещё со времен пророка Ибрахима (Авраама), мир ему. Даже язычники-арабы почитали этот месяц; украшали себя, раздавали милостыню, больше поминали Аллаха, нежели других своих божеств, и более того, если шла война между какими-то племенами, они заключали мир на этот период, удивительно! Если даже язычники так усердно почитали этот месяц, понимая его святость, то как же усердно мусульмане должны почитать этот месяц! Если даже язычники заключали мир в военное время, то почему мы сегодня видим, что в мусульманских странах и в эти месяцы продолжаются кровопролития! Вот что значит потеря сакральности, святости, у сегодняшних мусульман по отношению к таким месяцам, дням, мечетям, знаниям и знающим людям, ведь мы видим, что такие месяцы и дни не меняют мусульман даже в мечетях, где они позволяют себе споры, разговоры о мирском, неопрятный внешний вид, скупость и многое другое порицаемое, за что сподвижники пророка, мир ему, и праведные предшественники ругали. А если мусульмане не чтят должным образом эти священные месяцы, дни, места поклонения, знания, знающих людей, не слушают и не подчиняются, ведут себя как хотят, не возвеличивают их своей святостью, посещением, поклонением, садака, зикром, дуа, красивым, чистым, светлым внешним видом, то и бараката, мира и успехов от Аллаха не надо ждать, поэтому мы и видим в каком состоянии беспечности, маловерия и низком уровне культуры находятся мусульмане, за что и получают от Аллаха, кроме тех, над кем смилостивился Аллах, и кто стоит стойко на пути Корана и Сунны, а их, как мы знаем, меньшинство.     

    Поэтому и нам стоит задуматься и вернуться к почитанию этих месяцев, дней, мечетей, медресе, знаний, знающих людей, не только словом и формальным выполнением фардов, но и образом жизни! Аллах дал в руки мусульман такие святости, но если и дальше их не будут ценить, то значит, не будут ценить Аллаха, а Аллах не будет ценить таких и заменит другими!

    Также в этом месяц, на 10-й день, приходится священный день – Ашура.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел в Медину и обнаружил, что иудеи в этот день держат пост, он спросил их: «Что это за день, в который вы держите пост?» Они ответили: «Это день, когда Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и его общину, и потопил фараона и его армию. Муса (мир ему) постился в знак благодарности Аллаху - поэтому мы также постимся в этот день». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал тогда: «Мы более достойны следовать за Мусой (мир ему), чем вы, и мы ближе к нему, чем вы». После этого он держал пост в этот день и велел сахабам поступать так же (Муслим, Абу Дауд). Передают о том, что ураза в Ашура был обязательным, до вменения в обязанность уразы месяца Рамадан.

    Традиция поститься в день Ашура существовала даже в доисламское время. Передано, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Люди во времена джахилии обычно постились в этот день (Ашура)…» Аль-Куртуби сказал: «Возможно, у курайшитов это было обычаем, потому что они основывались на прошлом законе, следуя за пророком Ибрахимом (мир ему)».     Также передали, что Пророк, мир ему, обычно постился на Ашура в Мекке, до того как переселился в Медину

    Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я никогда не видел Посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует,  столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц Рамадан» (Аль - Бухари).

   Пророк, мир ему, говорил: «Я надеюсь, что Аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде» (Муслим). Это проявление щедрости Творца к нам: в посте в течение одного дня – искупление за грехи целого прошлого года.

   Более предпочтительным является держать пост 9-го и 10-го дня Мухаррама или 10-го и 11-го дня месяца, а лучше по примеру сподвижника ибн Аббаса и других, 9, 10, 11-го, чтобы не упустить благо этих дней.

  Этот день также совпал и с мученической смертью благородного имама Хусайна, сына нашего достопочтимого 4-го праведного халифа Али (да будет доволен ими Аллах) из рода пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, о чём мы тоже не забываем.

Поэтому в этот день также больше говорим слова благословения и приветствий пророку, мир ему, и его роду.

  Пусть Всевышний Аллах откроет нам врата прощения и милости в этом новом году по хиджре, вселит в сердца святость и почитание данного месяца Мухаррам, поможет нам совершить больше благих деяний,  исправит нас в лучшую сторону, укрепит на пути Корана и Сунны, простит нам наши прегрешения за целый год, защитит от ошибок, плохих людей, шайтанов, деяний, примет от нас пост в день Ашура и дарует счастье и баракат в обоих мирах!

   Хвала Ему одному, мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам, праведным предшественникам и всем тем, кто следует путём истины!



Яндекс.Метрика