17:58
16 апреля 2024

20.01.2017г. Пятничная проповедь Иршата-хазрата Умярова в Нижегородской Соборной мечети «Богобоязненность и смиренность при совершении молитвы»

20.01.2017г. Пятничная проповедь Иршата-хазрата Умярова в Нижегородской Соборной мечети
«Богобоязненность и смиренность при совершении молитвы».

     Восхваляем мы Аллаха, просим у него прощения за наши грехи и укрепления на прямом пути. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад его раб и посланник (да благословит Всевышний Пророка, его семью и всех сподвижников).
     Благодарим Аллаха за то, что он снова дал нам возможность собраться в этот прекрасный день в мечети для того, чтобы послушать проповедь, извлечь для себя назидания, совершить вместе молитву.
Хвала Всевышнему, который вменил нам в обязанность пятикратную молитву (намаз), как мы знаем из хадиса, изначально Всевышний вменил пятьдесят раз, но затем оставил только пять – награда которого приравнивается к пятидесяти. Совершение молитвы - это залог успеха в обоих мирах, в этом мире благословение Аллаха будет сопутствовать во всем, также и в мире ином, первое, за что будет спрошен человек – молитва, и если с ней все в порядке, то и остальные дела придут в порядок, ведь намаз - это один из ключей Рая. Мы также должны помнить, что молитва – это не просто какие-то движения, поклоны: должно быть осознание того, перед кем ты стоишь в молитве и присутствие богобоязненности и смирения при совершении ее.

Аллах говорит в Коране:

 

«قَدْ أَفْلَحَ لْمُؤْمِنُونَ
الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ»

«Воистину преуспели верующие, которые смиренны в своих молитвах (намазах)»

(23:1–2).
      Здесь Всевышний упоминает категорию верующих людей, которые смиренно, покорно и богобоязненно совершают свои молитвы, а это в свою очередь исправляет их нрав, и в жизни им сопутствует благословение Всевышнего, поэтому они и преуспевшие – в обоих мирах.
А что значит быть смиренным в молитве? Это отнестись к ней почтительно, до начала ее совершения привести себя в порядок как внутренне, так и внешне: должным образом, не делая исраф, совершить омовение, пойти спокойно в мечеть и, не отвлекаясь, не делая лишних движений, не торопясь, помолиться.

     В наши дни истинное смирение встречается крайне редко. Порой можно посмотреть и удивиться, как человек совершает поклонение, небрежное отношение к намазу начинается уже с омовения, или когда делают дуа смотрят по разным сторонам. Исраф воды, опоздание на молитву и «спортивный бег» в мечеть, а затем быстрое ее совершение! Кто- то смотрит на часы, кто-то торопится, всякие разные движения, шевелят только языком, но смиренности в сердце, осознания, уже не видится.

И это не случайно, ибо в одном хадисе говорится:

أَلاَ أُخْبِرُكَ بِأَوَّلِ ذَلِكَ يُرْفَعُ ؟ قُلْتُ: بَلَى ، قَالَ: الْخُشُوعُ حَتَّى لاَ تَرَى خَاشِعًا

     «Не сообщить ли тебе о том, что исчезнет первым? „О да“ — ответил сподвижник. И сказал [Посланник Аллаха]: „Смиренность, даже невозможно будет увидеть одного смиренного“» (ат-Табари, сахих).
Действительно, мы воочию это наблюдаем: некоторые только забегают в мечеть и сразу уходят, слышны какие-то разговоры во время молитвы, в повседневной рабочей одежде заходят в мечеть, встают на молитву, разве это показывает смиренность? Она начинается до молитвы, в том, как готовятся к ней.
Достойно ли мы к ней готовимся? Как мы совершаем омовение, одеваемся, настраиваемся? Неужели для нас даже молитва стала лишь формальностью.

     Поистине, удивительны те верующие, которые приходят в гости к Аллаху в недостойной одежде, понижая статус мечети! Некоторые из них ведут разговоры даже во время пятничной проповеди. Вместо того чтобы поминать Аллаха, читать Коран, стоят на улице разговаривают, или что-то рассматривают в телефонах!

     Представьте, если бы все это видел наш пророк Мухаммад (салялЛаху алейхи уа саллям) или же сподвижники, они бы одобрили такое поведение?! Чтобы они сказали, увидев то, как мусульмане относятся к поклонению, мечетям, к джума, к имамам? Ни пророк, ни сподвижники этого бы не одобрили, а если мы говорим, что для нас пример пророк, сподвижники, имамы, то почему же все хотят делать так, как желают и не обращают внимания на такие сакральные моменты. Не преуспеют верующие, которые будут так небрежно вести себя по отношению как к молитвам, так и ко всему остальному святому.


Ангел Джибраил (мир ему) учил Пророка Мухаммада, а значит, и всех нас:

 قَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ مَا الإِحْسَانُ قَالَ « أَنْ تَخْشَى اللَّهَ كَأَنَّكَ تَرَاهُ فَإِنَّكَ إِنْ لاَ تَكُنْ تَرَاهُ فَإِنَّهُ يَرَاكَ ». قَالَ صَدَقْتَ

     «Он [ангел Джабраил] сказал: „О, Посланник Аллаха, поведай мне о чистосердечии“. Он [Пророк] ответил: „Суть чистосердечия в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, [помня о том, что] Он, поистине, видит тебя“. На что ангел ответил: „Ты сказал правду!“» (Муслим).

     Вот как мы должны воспитывать себя, чтобы к поклонению мы относились бережно, в мечетях не занимались мирскими делами, ибо это место поклонению Всевышнему! Всегда заранее готовиться к молитве, особенно к джума, очистившись и сделав этот день особенным.

Посланник Аллаха говорил:

 فَطَهِّرُوا أَفْوَاهَكُمْ لِلْقُرْآن

«Очищайте ваши уста для Корана» (аль-Баззар, хасан).
Смирение наше проявляется и в том, чтобы мы были чистыми во всем, особенно перед поклонением. Чтобы исходили только приятные запахи, ибо неприятные будут смущать не только верующих, но и присутствующих ангелов!
Смирение проявляется в ношении чистой - лучшей одежды, в соответствии со словами Всевышнего:


يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ 


     «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети!» (7:31).
Мусульманину нельзя ходить в неопрятной одежде, облегающей, грязной, тем более в мечеть, ибо это также противоречит сунне Пророка Мухаммада и сунне сподвижников! Это относится и к женщинам, можно увидеть, как и они приходят в храм в неподобающей, короткой одежде, или же без платка.
Если все это мы будем соблюдать перед молитвой, будет уже другое состояние человека, отношение его к молитве, к святым местам, осознание того, что он будет обращаться к Аллаху, вот это и будет проявлением смиренности и подготовки к молитве – поклонению.

Также в одном из хадисов сказано:


«Самый худший вор — это тот, который ворует из своего намаза». Он [сподвижник] спросил: «О, Посланник Аллаха, как можно воровать в своем намазе?» Он ответил: «Неполное совершение поясного и земного поклонов» (аль-Байхакый, сахих).
Намаз это не просто какие-то движения, которые нужно выполнить, а это то, где человек вспоминает Всевышнего, для нас этот момент самый лучший в жизни. В намазе мы должны концентрироваться мыслями о Всевышнем, тогда и состояние наше после намаза будет спокойным, свободным, радостным и довольным. Амин!



Яндекс.Метрика